logo

АЛИШЕР НАВАИ “ХАМСA”

Загружено в:

10.08.2023

Скачано:

0

Размер:

4989.326171875 KB
              АЛИШЕР НАВАИ  
“ ХАМС A”    Хамса  ( араб.   ةسمخ :  пятерица ;  узб .
  Xamsa ) —	
  произведение  тимуридского
 поэта  Алишера	
 Навои ,	 написанное	 им	 в 
XV	
  веке  на  чагатайском	 языке .	 
Представляет	
 собой	 поэтический	 ответ	 на 
Хамсе  персидского	
 поэта  Низами	  Гянджеви
.	
 Название	 сборника	 дано	 самим	 Навои,	 
которое	
 он	 интерпретировал	 как	 кисть	 руки	 
( панжа ),	
 «Панж	 ганж»	 (пять	 сокровищ)	 и	 
ладонь	
 Бога. Хамса состоит из пяти частей :
•
Смятение праведных  ( راربلا''ا تری	'ح ,  Hayrat 
ul-Abror ,	
 1483)
•
Фархад и Ширин  ( نیری	
''ش و داهر	'''	ف ,  Farhad 
wa Shirin ,	
 1484)
•
Лейли  и Маджнун  ( نونجم و یلی	
''ل ,  Layli wa 
Majnun ,	
 1484)
•
Семь планет  ( رای	
''س 	'هعب	''س ,  Sab’ai Sayyor ,	 
1484)
•
Стена  Искандара  ( ىردنكس	
'ا د	''س ,  Saddi 
Iskandari ,	
 1485)    Хамсе»	 	(«Пятерица»)	 	—	 	сочинение	 	Алишера	 
Навои,	
 	включающее	 	пять	 	поэм.	 	Написаны	 	в	 
1483-1485	
 годах.
Навои	
 	поэтическую	 	деятельность	 	начал	 	с 
лирики.	
 	Свои	 	стихи	 	на	 	чагатайском	 
(староузбекском)	
 	языке	 	он	 	объединил	 	в	 	четыре	 
сборника	
 	(дивана).	 	Первый	 	из	 	них	 	- 	«Чудеса	 
детства»	
 - содержит	 стихотворения,	 написанные	 
поэтом	
 	между	 	17-20	 	годами	 	жизни.	 	Второй	 	—	 
«Редкости	
 	юности»	 	—	 	состоит	 	из	 	стихов,	 
созданных	
 в	 возрасте	 от	 20	 до	 35	 лет.	 Третий	 —	 
«Диковины	
 	среднего	 	возраста»	 	—	 	включает	 
лирические	
 произведения,	 написанные	 от	 35	 до	 
45	
 	лет.	 	Последний	 	сборник	 	лирики	 	Навои	 
составил	
 за	 три	 года	 до	 смерти,	 включив	 в	 него	 
лучшие	
 свои	 произведения.    В	 сборники	 вошли	 обычные	 для	 дивана	 жанры	 поэзии:	 касыды	 (оды),	 газели,	 
расположенные	
 в	 алфавитном	 порядке	 по	 последней	 букве	 рифмы,	 строфические	 
стихи	
 (мухаммас	 —	 пятистишие,	 мусаддас	 —	 шестистишие,	 рубаи	 - четверостишия);	 
кыт'а	
 (фрагменты)	 и	 фард	 (единичные	 бейты).	 Объем	 всех	 четырех	 книг,	 названных	 
поэтом	
 «Сокровищницей	 мысли»,	 - около	 47	 тысяч	 стихов.    Основа	 лирики	 Навои	 —	 размышления	 о	 
человеке.	
 Человек	 у	 него	 не	 абстрактное	 существо,	 
а	
 носитель	 пороков	 или	 добродетелей.	 Пороки	 
бичевали	
 почти	 все	 поэты	 восточного	 
средневековья.	
 Нетерпимость	 к	 человеческим	 
недостаткам	
 исходила	 из	 глубокого	 гуманизма	 
служителей	
 музы,	 их	 стремления	 помочь	 людям.	     
Именно	
 этим	 объясняется	 создание	 колоссальной	 
по	
 объему	 дидактической	 литературы.	 Навои,	 
стоящий	
 у	 кормила	 власти,	 будучи	 хранителем	 
печати,	
 а затем	 удостоенный	 титулов	 эмира	 и	 
визиря,	
 казалось	 бы,	 мог	 не	 заметить	 всего	 того,	 
что	
 он	 подвергает	 осуждению.	 Однако	 поэт-
гуманист	
 в	 нем	 взял	 верх	 над	 вельможей.    В	 богатейшем	 литературном	 наследии	 Алишера	 
Навои	
 	особое	 	место	 	отводится	 	«Хамсе»,	 
названной	
 	в	 	подражание	 	одноименным	 
произведениям	
 	азербайджанского	 	поэта	 	XII	 	в.	 
Низами	
 	Гянджеви.	 	Мысль	 	о	 	создании	 	этого	 
цикла	
 	принадлежала	 	Джами,	 	учителю	 	Навои,	 
поэту-суфию.	
 	Джами	 	высоко	 	оценил	 	творение	 
своего	
 ученика.
 	
  Творческое	 	подражание	 	Навои	 	носило	 
традиционный	
 	характер.	 	Он	 	впервые	 	создал	 
полную	
 «Хамсе»	 на	 тюркском	 языке,	 хотя	 не	 был	 
свободен	
 	в	 	выборе	 	ни	 	темы,	 	ни	 	размера.	 
Традиция	
 требовала,	 чтобы	 новое	 произведение	 
повторяло	
 объект	 подражания,	 как	 по	 форме,	 так	 
и	
 по	 содержанию.    Первая	 часть	 «Хамсе»	 Навои	 —	 дидактическая	 
поэма	
 «Смятение	 праведных»,	 которая	 была	 
написана	
 в	 1483	 г.	 и	 содержит	 около	 восьми	 тысяч	 
стихов	
 (4	 тысячи	 бейтов).	 Она	 делится	 на	 64	 главы,	 
из	
 которых	 по	 традиции	 первые	 одиннадцать	 —	 
восхваление	
 Бога,	 прославление	 пророка.	 
Двенадцатая	
 глава	 посвящена	 Низами	 и	 Эмир	 
Хосрову,	
 а тринадцатая	 —	 Джами.	 Далее	 в	 поэме	 
приводятся	
 основные	 принципы	 суфизма.	 Свои	 
морально-этические	
 взгляды	 Навои	 изложил	 в	 
нескольких	
 главах.	 Блестящий	 прием	 иллюстрации	 
моралистических	
 сентенций	 притчами,	 рассказами,	 
взятыми	
 из	 народного	 творчества,	 делают	 книгу	 на	 
редкость	
 увлекательной.   Второе произведение	 в	 «Хамсе»	 Навои	 —	 поэма	 
«Лейли	
 и	 Межнун»	 («Лейла	 и	 Маджнун»).	 Она	 была	 
начата	
 сразу	 же	 после	 окончания	 первой,	 и	 закончена	 в	 
1484	
 г.,	 состоит	 из	 3500	 бейтов	 (двустишей).	 В	 ней	 поэт	 
повествует	
 о	 трагической	 любви	 юноши	 Кайса	 к	 своей	 
сверстнице,	
 о	 безмерном	 страдании,	 которое	 приносит	 
двум	
 влюбленным	 эта	 любовь,	 и	 их	 трагической	 смерти.    В	 том	 же	 1484	 г.	 Навои	 закончил	 третью	 поэму	 —	 «Хосров	 и	 Ширин».	 Это	 любовно-
лирическая	
 поэма	 также	 имеет	 трагический	 финал.	 Материалом	 ей	 послужил	 исторический	 
сюжет—любовь	
 сасанидского	 правителя	 Хосрова	 к	 армянской	 царевне	 Ширин.	 Любовная	 
коллизия	
 в	 этой	 поэме	 сильно	 отличается	 от	 предыдущей	 поэмы,	 но	 их	 объединяет	 тот	 же	 
трагический	
 финал	 —	 смерть	 влюбленных.
 	
  «Семь	 	планет»	 	—	 	четвертая	 	по	 	счету	 	поэма,	 	была	 	закончена	 	в	 	1484	 	г.	 	«Биография»	 
сасанидского	
 шаха	 Варахрана	 V	 —	 основной	 сюжет	 поэмы,	 входила	 когда-то	 в	 доисламскую	 
хронику	
 «Книга	 царей»,	 потерянную	 после	 исламизации	 Ирана.	 Поэма	 воссоздает	 многие	 
детали	
 этой	 истории.    Наконец,	 пятая	 поэма	 Навои	 («Вал	 Искендера»)	 была	 завершена	 в	 1485	 г.	 Поэма	 
начинается	
 с обычного	 вступления	 (восхваления	 Бога,	 его	 пророка),	 затем	 поэт	 говорит	 
о	
 необходимости	 тщательного	 изучения	 истории.	 Основной	 сюжет	 поэмы	 —	 
завоевательные	
 походы	 Искандера	 (Александра	 Македонского).	 
  Поэма	
 любопытна	 и	 своей	 
композицией;	
 к	 каждой	 главе	 
предпослано	
 введение,	 в	 котором	 
поэт	
 излагает	 философско-этические	 
мысли	
 и	 иллюстрирует	 их	 рассказами	 
и	
 притчами.	 Затем	 приводится	 беседа	 
Александра	
 с мудрецами.	 Поэма	 - 
поистине	
 сокровищница	 
политической	
 мудрости	 поэта.    Вскоре	 после	 окончания	 поэмы	 
Навои	
 оставил	 столицу	 и	 уехал	 в	 
отдаленный	
 Астрабад.	 В	 
последние	
 годы	 жизни	 он	 отошел	 
от	
 государственных	 дел	 и	 целиком	 
занялся	
 литературой.	 С	 1488	 г.	 и	 
до	
 конца	 жизни	 он	 написал	 девять	 
произведений	
 и	 завершил	 
редакцию	
 четырех	 лирических	 
диванов.	
 Он	 также	 автор	 книги	 
«История	
 иранских	 царей»,	 
антологии	
 «Беседа	 утонченных»	 
(1491	
 г.),	 сочинений	 «Беседа	 
птиц»,	
 «Спор	 двух	 языков»	 и	 др. Ketur soqiy,	 anga	 bir	 do`stgoniy
Ki,	
 tutqay	 do`stlarg`a	 do`st	 oni!
Manga	
 tutqilki,	 so`zni	 ko`tah	 ettim,
Tinay	
 bir	 lahza	 chun	 manzilg`a	 yettim.
Alisher	
 Navoiy СПАСИБО 	ЗА	 	ВНИМАНИЕ

АЛИШЕР НАВАИ “ ХАМС A”

Хамса ( араб.   ةسمخ :  пятерица ;  узб .   Xamsa ) —   произведение  тимуридского  поэта  Алишера  Навои ,  написанное  им  в  XV   веке  на  чагатайском  языке .   Представляет  собой  поэтический  ответ  на  Хамсе  персидского  поэта  Низами   Гянджеви .  Название  сборника  дано  самим  Навои,   которое  он  интерпретировал  как  кисть  руки   ( панжа ),  «Панж  ганж»  (пять  сокровищ)  и   ладонь  Бога.

Хамса состоит из пяти частей : • Смятение праведных  ( راربلا''ا تری 'ح ,  Hayrat ul-Abror ,  1483) • Фархад и Ширин  ( نیری ''ش و داهر ''' ف ,  Farhad wa Shirin ,  1484) • Лейли и Маджнун  ( نونجم و یلی ''ل ,  Layli wa Majnun ,  1484) • Семь планет  ( رای ''س 'هعب ''س ,  Sab’ai Sayyor ,   1484) • Стена Искандара  ( ىردنكس 'ا د ''س ,  Saddi Iskandari ,  1485)

   Хамсе»   («Пятерица»)   —   сочинение   Алишера   Навои,   включающее   пять   поэм.   Написаны   в   1483-1485  годах. Навои   поэтическую   деятельность   начал   с  лирики.   Свои   стихи   на   чагатайском   (староузбекском)   языке   он   объединил   в   четыре   сборника   (дивана).   Первый   из   них   -  «Чудеса   детства»  - содержит  стихотворения,  написанные   поэтом   между   17-20   годами   жизни.   Второй   —   «Редкости   юности»   —   состоит   из   стихов,   созданных  в  возрасте  от  20  до  35  лет.  Третий  —   «Диковины   среднего   возраста»   —   включает   лирические  произведения,  написанные  от  35  до   45   лет.   Последний   сборник   лирики   Навои   составил  за  три  года  до  смерти,  включив  в  него   лучшие  свои  произведения.

   В  сборники  вошли  обычные  для  дивана  жанры  поэзии:  касыды  (оды),  газели,   расположенные  в  алфавитном  порядке  по  последней  букве  рифмы,  строфические   стихи  (мухаммас  —  пятистишие,  мусаддас  —  шестистишие,  рубаи  - четверостишия);   кыт'а  (фрагменты)  и  фард  (единичные  бейты).  Объем  всех  четырех  книг,  названных   поэтом  «Сокровищницей  мысли»,  - около  47  тысяч  стихов.