logo

Методология обоснования тем научных исследований. Поиска и обработки информации в научных исследованиях

Загружено в:

10.08.2023

Скачано:

0

Размер:

3522 KB
Тема 4.  Методология 
обоснования тем научных 
исследований.   Поиска и 
обработки информации в 
научных исследованиях                       План:
•
Уровни научного 
исследования
•
Структура методологии
•
Всеобщие методы
•
Поиска и обработки 
информации в научных 
исследованиях •
Методологический уровень   - совокупность общих 
теоретических принципов и положений, на основе 
которых проводятся исследования, интерпретируются их 
результаты.
•
Методический уровень   - комплекс конкретных приемов и 
методов сбора и обработки эмпирических данных.
•
Процедурный уровень   характеризует непосредственную 
организацию проведения самого исследования. 
Цель:  Изучение общих принципов организации 
исследовательской деятельности и разработка 
требований к инструментам (методам) 
исследования, позволяющим получить 
достоверное  знание об изучаемом явлении Уровни методологии
Теоретический 
ЭмпирическийПринципы Подходы
МетодыПонятия Теории
Методики 
задают наиболее  общие правила  проведения 
научного исследования;

определяют  направление и характер научного 
поиска

определяют  подход к объяснению  добываемых 
научных фактов  1) принцип  детерминизма -  устанавливает 
обусловленность  всех явлений  действием тех или иных 
причин , т.е. принцип причинно – следственных связей 
всех явлений действительности;
2) принцип  системности  – требует   трактовки всех 
явлений как  внутренне связанных  компонентов 
целостной системы, природной, социальной, 
психической;
3) принцип  развития  - признание непрерывного 
изменения, преобразования и развития всех предметов 
и явлений действительности, их перехода от одних 
форм и уровней к другим.  •
определяет стратегию исследования и 
может основываться на нескольких 
научных принципах.
•
разные науки используют генетический, 
структурный, функциональный и 
системный подходы.  Генетический подход  — 
исходит из  анализа предыстории развития  
объекта, фиксирует его основополагающие 
факторы, определяющие особенности 
развития и на этой основе делает выводы 
относительно состояния прогнозируемого 
объекта в будущем.
Пример: теория «длинных волн» Н.Д. 
Кондратьева   (циклы Кондратьева — 
периодические циклы сменяющихся 
подъёмов и спадов современной мировой 
экономики продолжительностью 48—55 лет)  Телеологический   подход  («телео» - цель) 
исходит из определения целевых установок 
развития данного объекта и степени 
приближения его к поставленным задачам. 
Системный подход . Каждое явление 
действительности может рассматриваться как 
система.  Это значит,  что оно состоит из ряда 
связанных между собой частей,  элементов,  
обеспечивающих в целом определенные 
свойства и  функции.  Зная эти свойства и 
функции,  можно предвидеть поведение 
исследуемого объекта.
Структурный подход  - расчленение системы 
на составляющие структурные элементы в их 
взаимодействии (пример: структурная модель  
конфликта).  •
научное понятие  - это описание совокупности 
существенных признаков  изучаемого объекта.
•
Содержание научных понятий может уточняться в 
процессе научного исследования, если 
выявляются новые свойства изучаемого объекта 
или явления.  •
научные теории  — это обобщенное  достоверное  знание 
(теория, в отличие от концепции, должна быть 
подтверждена эмпирически) о какой-либо сфере 
действительности, оформленное знаковыми средствами 
(словами, символами) и выполняющее функции описания, 
объяснения и предсказания фактов и закономерностей в 
данной области. 
•
Пример: теория функционального конфликта Льюиса 
Козера  Методы научного
исследования
всеобщие общие частные —  это познавательные приемы, которые могут 
быть использованы в любой области знаний и 
любой наукой. Они позволяют вскрыть 
наиболее общие отношения, закономерности и 
свойства изучаемых объектов или предметов.
В эту группу входят логические методы:
анализ, синтез, индук ц ия, дедукция, аналогия. 
https://youtu.be/-B7deaVnwPQ •
Анализ  — это расчленение, разложение объекта 
исследования на составные части. Он лежит в основе 
аналитического метода исследования. Разновидностями 
анализа являются классификация и периодизация.
•
Синтез  — это соединение отдельных сторон, частей 
объекта исследования в единое целое. Однако это не 
просто их соединение,  но и познание нового  — 
взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза 
является совершенно новое образование, свойства 
которого не есть только внешнее соединение свойств 
компонентов, но также и результат их внутренней 
взаимосвязи и взаимозависимости.  •
Индукция   — это движение мысли (познания)  от фактов , отдельных 
случаев  к общему  положению. Для получения общего знания о 
каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные 
предметы, найти в них общие существенные признаки, которые 
послужат основой знания об общем признаке, присущем данному 
классу предметов.
•
Дедукция   — это выведение единичного, частного из какого-либо 
общего положения; движение мысли (познания) от общих 
утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. 
•
Аналогия  — это способ получения знаний о предметах и явлениях на 
основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в 
котором из сходства изучаемых объектов в не которых признаках 
делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень 
вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от 
количества сходных признаков у сравниваемых явлений (теория поля 
К.Левина).  —  это методы, которые могут применяться в 
разных, но не во всех областях знания и 
использоваться многими, но не всеми науками. 
Например, наблюдение, эксперимент, опрос, 
математические методы.  Наблюдение
(в зависимости от
положения исследователя
по отношению к 
объекту изучения)  
Невключенное Включенное Наблюдение
(в зависимости от
условий наблюдения)  
Полевое Лабораторное •
Изучение организационного поведения
•
Изучение возрастных особенностей поведения в 
конфликте
•
Изучение специфических особенностей 
конфликтного поведения определенных групп
•
Изучение частоты конфликтов (например, с 
приближением окончания рабочего дня или 
увеличением числа клиентов) •
Предварительно должны быть выделены 
индикаторы или признаки исследуемого явления
•
Должна быть разработана схема наблюдения
•
Должны быть определены условия наблюдения (в 
том числе частота, количество сеансов 
наблюдения) •
это искусственное воспроизведение явления, 
процесса в заданных условиях, в ходе которого 
проверяется выдвигаемая гипотеза (причинно-
следственная). 
•
Эксперимент может быть не только реальным, но 
и мысленным, в этом случае он будет 
осуществляться с помощью теоретических 
методов (гипотетико-дедуктивного).  Информация –  сведения об 
окружающем мире и протекающих в 
нём процессах, воспринимаемые 
человеком или специальными 
устройствами. Поиска и обработки информации в 
научных исследованиях Научная  информация  –  логически  организованная 
информация,  получаемая  в  процессе  научного 
познания  и  отображающая  явления  и  законы  природы, 
общества и мышления.
Научно-техническая  информация  - 
документированная  информация,  возникающая  в 
результате  научного  и  технического  развития,  а  также 
информация,  в  которой  нуждаются  руководители, 
научные,  инженерные  и  технические  работники  в 
процессе  своей  деятельности,  включая 
специализированную  экономическую  и  нормативно-
правовую информацию. Современная  самая 
распространенная  информационная 
сеть  –  это  всемирная  система 
объединённых  компьютерных  сетей 
для  хранения  и  передачи  информации 
–  Интернет.  На  его  основе  работает 
«Всемирная  паутина»  –  WWW   -  
WORLD WIDE WEB .
  Сеть  серверов,  по  определению  её 
основателя  Тима  Бернес-Ли  (Tim 
Bernes-Lee),  –  распределённая 
гетерогенная  информационная 
мультимедиа-система  коллективного 
пользования .  •
В числе первичных документов –  книги  
(непериодические текстовые издания объемом 
свыше 48 страниц);  брошюры  (непериодические  
текстовые   издания объемом свыше четырех, но не 
более 48 страниц).
Среди книг и брошюр важное научное значение 
имеют  монографии , содержащие всестороннее 
исследование одной проблемы или темы и 
принадлежащие одному или нескольким авторам.
 
К специальным видам технических изданий принято 
относить нормативно-техническую документацию, 
регламентирующую научно-технический уровень и 
качество выпускаемой продукции (стандарты, 
инструкции, типовые положения, методические 
указания и др.). Традиционным средством являются библиотечно-библиографические 
(документные) классификации. Наибольшее распространение получила 
Универсальная десятичная клас с ификация  ( УДК ).
 
УДК состоит из основной и вспомогательных таблиц.  Основная таблица  
содержит разделы с понятиями и соответствующими индексами, с помощью 
которых систематизируют человеческие знания.
упорядочения документальных фондов Каждый из основных разделов содержит вспомогательные, 
которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие 
подразделы и т.д. Для лучшей наглядности и удобства чтения 
всего индекса после каждых трех цифр, начиная слева, ставится 
точка (при чтении она не произносится, а отражается паузой).
0 – общий раздел, наука;
1 – Философия;
2 – Религия;
3 – Общественные науки;
…
9 – География. Биография. История.                      Список литеретуры:
Основы научных исследований: список литературы на 2020 год.
Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования. 
Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2018. 222 с.
Беляев А. П., Ивкин Д. Ю. Естественно-научные методы судебно-экспертных исследований. 
Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа. 2019. 400 с.
Варфоломеева З. С. Технологии научных исследований в физической культуре и спорте. — 
М.: Юрайт. 2020. 106 с.
Вонсовский С. В. Современная естественно-научная картина мира. — М.: Регулярная и 
хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований. 2006. 680 с.
Губа В. П., Воронов Ю. С., Карпов В. Ю. Методы научного исследования туризма. Учебное 
пособие. — М.: Физическая культура. 2010. 176 с.
Дрещинский В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и 
магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 274 с.
Дрещинский В. А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 
274 с. Спасибо за внимание!

Тема 4. Методология обоснования тем научных исследований. Поиска и обработки информации в научных исследованиях

План: • Уровни научного исследования • Структура методологии • Всеобщие методы • Поиска и обработки информации в научных исследованиях

• Методологический уровень - совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. • Методический уровень - комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. • Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

 Цель: Изучение общих принципов организации исследовательской деятельности и разработка требований к инструментам (методам) исследования, позволяющим получить достоверное знание об изучаемом явлении

Уровни методологии Теоретический ЭмпирическийПринципы Подходы МетодыПонятия Теории Методики