logo

Наука, литература, искусство, общественно-философская мысль в Туркестане

Загружено в:

19.11.2024

Скачано:

0

Размер:

1333.203125 KB
Тема	: 	Наука, 	
литература, искусство, 
общественно	-	
философская мысль в 
Туркестане В конце XIX 	—	начале XX вв. в 	
Туркестанском крае некоторых 
успехов добилась историческая 
наука. Джадиды меняли 
содержание и идейную 
направленность исторических 
исследований. С них начинается 
изучение народной истории, в 
которой вместо описания 
истории, как смены ханов и 
правителей, подлинным творцом 
истории представлен народ. На страницах газеты “Туркистон 
вилоятининг газетаси” ее главный 
редактор Мулла Алим Махмуд Ходжи 
дал полный обзор истории Туркестана 
(“Тарихи Туркистон”). Это была 
первая научная работа по истории, 
вышедшая на узбекском языке и 
излагавшая светскую хронику 
событий в Туркестанском крае с 
древнейших времен. Джадиды 
считали историю одной из самых 
важных наук для воспитания в 
Туркестанском крае грамотных и 
совершенных людей. В ней публиковали свои материалы местные 
исследователи истории и столичные востоковеды. Эта 
традиция сохранялась пока существовала газета. С его 
именем связано создание и становление Туркестанского 
музея 	—	первого музея в Средней Азии, послужившего 	
основой для нынешних музеев истории и музея 
природы. Он также внес определенный вклад в создание 
публичной библиотеки в Ташкенте и налаживание ее 
работы. С годами библиотека со скромным книжным 
собранием превратилась в Национальную библиотеку 
Узбекистана имени А. Навои. В 1895 г. был создан кружок 
любителей археологии, 
участники которого 
описывали и изучали 
памятники древности по 
письменным источникам, 
занимались поиском и 
описанием отдельных 
археологических объектов, 
хотя раскопки производились 
редко. Большое значение в развитии 
науки и культуры в Средней 
Азии имело создание в 
Ташкенте в 1870 г. 
Туркестанской публичной 
библиотеки. При открытии в 
ней насчитывалось всего 1700 
книг, а к 1917 г. их число 
достигло 80 тысяч. Все они 
были связаны с историей, 
природой, этнографией 
Туркестанского края.	Ташкентская библиотека  Уже в 80	-	х гг. XIX в. в Туркестанском крае образуется целый ряд 	
научных исторических обществ, в деятельности которых 
принимает участие интеллигенция из коренного населения. Среди 
них особо выделяются: житель Самарканда Мирза Абдуллин, 
собравший большую археолого	-	нумизматическую коллекцию, 	
художник	-	каллиграфист Мулла Касымов, который зарисовал 	
многочисленные памятники древности Самарканда. Житель 
Ташкента Акрам	-	Палван Аскаров был незаменимым помощником 	
востоковеда Н.И. Веселовского. Он собрал огромную коллекцию 
древностей, одних только монет в его коллекции было более 15 
тысяч. В Бухаре коллекционер Мухаммед Вефа имел большую 
этнографическую коллекцию: старинные ковры, паласы, предметы 
быта, а также рукописи. Следует отметить, что и русские ученые внесли 
значительный вклад в развитие истории края 
как науки. Одним из них был востоковед и 
археолог В. Вяткин (1869	—	1932), работавший в 	
Самарканде. На протяжении долгого времени 
совместно с местными историками он искал 
месторасположение обсерватории Улугбека. И в 
1908 году ему удается обнаружить остатки 
обсерватории и часть ее оборудования. В. 
Вяткин является автором трудов «Шахизинда», 
«Чупан	-ата» и «Афросиабский курган», а также 	
ряда учебников по изучению русского и 
узбекского языков.	
Василий Вяткин  Джадиды в Туркестане придавали 
большое значение изучению 
истории, как важнейшему 
источнику воспитания грамотного 
и гармонично развитого человека. 
Махмудходжа Бехбуди обратился 
ко всему населению Туркестана со 
словами: «Для того чтобы в этом 
мире быть знающим, гармонично 
развитым и справедливым, 
необходимо изучать историю своей 
родины». Посчитав Среднюю Азию навсегда 
включенной в состав империи, 
колониальное правительство в целях 
активного освоения края стремилось 
развивать здесь и науку. Во	-	первых, в 	
1867 году была составлена генеральная 
карта края. Для картографирования 
местности и изучения климата в 
Ташкенте создается метеорологическая 
станция. Постоянная нехватка кадров не 
давала возможности на протяжении 
продолжительного времени вести 
исследовательскую работу. В 1876 году в Ташкенте создается 
Туркестанский музей (ныне 
Государственный музей истории 
Узбекистана).
Открытие в 1870 году в Ташкенте 
Туркестанской народной 
библиотеки также сыграло 
огромную роль в развитии науки и 
культуры Средней Азии. Большая 
часть собранных в ней 
уникальных книг была посвящена 
истории и природе Туркестана.  Абдулла Авлони родился в 1878 году в Ташкенте. Учился в 
школе при медрессе.
Был одним из лидеров джадитского движения, которое в 
конце XIX века распространилось в среде российских 
мусульман. Абдулла Авлони был одним из зачинателей 
создания новометодных школ для узбекских детей. Писал 
учебники и пособия для этих школ.
В 1907 году издавал на узбекском языке газету «Шухрат».
В конце 1913 года А. Авлони организовал в Ташкенте одну 
из первых узбекских театральных групп, получившей 
название «Туркестан», которая просуществовала до 
февраля 1917 года.
В советский период был одним из активных деятелей 
просвещения в Узбекистане. Он преподавал, писал книги 
и пьесы для узбекского театра.	
Абдулла	Авлоний	
1878	-	1934 Заключение 	:	
Так, в этот период, несмотря на тиранию царской России, 	
развивался ряд представителей литературы и науки.Под 
предлогом географических исследований русскими были 
открыты крупные минеральные ресурсы, увеличилось 
географическое положение страны.Джадиды сыграли большую 
роль в развитии науки.В это время деятельность национальных 
интеллегентов широко развился: джадид Махмудхожа Бехбуди, 
Мунаввар кори, Садриддин Айни, Фитрат , Чулпан, Абдулла 
Кадыри, Абдулла Авлани, Хамза, Гози Юнус, Хуршид и остальные 
интеллегенты трудились в области культуры , просвещения и 
вели деятельность на отрасле разветвления новых школ.

Тема : Наука, литература, искусство, общественно - философская мысль в Туркестане

В конце XIX — начале XX вв. в Туркестанском крае некоторых успехов добилась историческая наука. Джадиды меняли содержание и идейную направленность исторических исследований. С них начинается изучение народной истории, в которой вместо описания истории, как смены ханов и правителей, подлинным творцом истории представлен народ.

На страницах газеты “Туркистон вилоятининг газетаси” ее главный редактор Мулла Алим Махмуд Ходжи дал полный обзор истории Туркестана (“Тарихи Туркистон”). Это была первая научная работа по истории, вышедшая на узбекском языке и излагавшая светскую хронику событий в Туркестанском крае с древнейших времен. Джадиды считали историю одной из самых важных наук для воспитания в Туркестанском крае грамотных и совершенных людей.

В ней публиковали свои материалы местные исследователи истории и столичные востоковеды. Эта традиция сохранялась пока существовала газета. С его именем связано создание и становление Туркестанского музея — первого музея в Средней Азии, послужившего основой для нынешних музеев истории и музея природы. Он также внес определенный вклад в создание публичной библиотеки в Ташкенте и налаживание ее работы. С годами библиотека со скромным книжным собранием превратилась в Национальную библиотеку Узбекистана имени А. Навои.

В 1895 г. был создан кружок любителей археологии, участники которого описывали и изучали памятники древности по письменным источникам, занимались поиском и описанием отдельных археологических объектов, хотя раскопки производились редко.