logo

Туркестанские школы в 1917-1920 годах

Загружено в:

10.08.2023

Скачано:

0

Размер:

824.2314453125 KB
Туркестанские школы в 1917-
1920 годах. 
В 1917 году после переворота в жизни 
народа Средней Азии произошло 
резкое изменение в социально-
политической, экономической, 
духовной, идеологической жизни 
народа. В Туркестанском крае со 
стороны национальных демократов, 
знаменитых интеллигентов 
выдвигаются предложения о создании 
ветвей новых школ и 
реформировании работы в области 
просвещения.                 В это время широко развивалась деятельность следующих 
национальных интеллегентов: джадид Махмудхожа 
Бехбуди, Мунаввар кори, Садриддин Айни, Фитрат , 
Чулпан, Абдулла Кадыри, Абдулла Авлани, Хамза, Гози 
Юнус, Хуршид и остальные деятели трудились в области 
культуры, просвещения и вели деятельность в отрасли 
разветвления новых школ.
1917 году с февраля по октября в крупных городах 
Туркестана открылись собственные школы, в которых 
занятия проводились в разных языках. 1917 году 9-14 
майе в центре туркестанского края – Ташкенте произошел 
1- курултай (слёт) учителей, где был создан «Союз 
учителей Туркестана».                 1918 году открываются «Педагогические курсы для учителей» и осенью того же года 
в Ташкенте курсы учителей школ для основных местных жителей ташкентского 
уезда.
1918 году 9 апреля Мунаввар кори в своем доме составил комиссию из 9 человек с 
целью создания мусульманского направления народного Университета Туркестана. 
Они составляют программы в течение 22 дней и 3 мая того же года состоится 
собрание, где будут избраны: Мунаввар кори председателем (ректор), Исо Тухтабоев 
заместителем, Бурхон Хабиб вторым заместителем, Абдусамад кори Зиебов 
казначеем, Мухтор Бокир секретарем. 13 мая на территории старого города 
Ташкента в здании бывшего магазина Викула Морозова открывается «народный 
дорилфунун» (университет) для мусульманского населения. Этот отдел вскоре 
превращается в крупное образовательное учреждение.
В составе университета были открыты социально-экономические, естественно-
математические, историко-филологические, сельское хозяйство и технические 
факультеты. 1918 году в ноябре в Ташкенте открылся восточный институт 
Туркестана. В критериях института были определеныего главные задачи - 
подготовить практикующих кадров и ученых востоковедов, которые хорошо знают 
язык населения Туркестана и соседних стран.                 Произведения передовых мыслителей 
использовались в качестве основного источника в 
школах туркестанского края до октябрьского 
переворота 1917 года . Это такие произведения 
как «Хафтияк», в ней из семи сур Корана 
выбиралась одна сура. Примерно, написана в 
VIIIвеке. В X-XII вв. на языке фарси были 
изложены колонны исламской религии 
«Чоркитоб». Широко использовались 
произведения Абу Насра Фараби, Юсуф Хос 
Хожиб, Абулкосим Махмуд Замахшари и Алишера 
Навои.                 В 1920 году в туркестанском народном универстете был создан Туркестанский 
государственный университет (в последующем Средняя Азия, ныне 
Национальный университет имени М.Улугбека.) В конце первого года 
деятельности университета вели работу 6 факультетов: социально-
экономический, историко-филологический, физико-математический, 
технический, медицинский и сельское хозяйство.
Со временем университет стал не только крупным учебным заведением, но и 
важным центром учебно-теоретического и практического мышления, 
исследования по разным отраслям естественных и практических наук. 
Несмотря на вражду большевиков по отношению к национальному и 
общечеловеческому образованию в 1917-1924 гг. в нынешней территории 
Узбекистана развивалась культурная жизнь.
Талантливые организаторы народного образования Абдулкодыр Шакури, 
Исматулла Рахматуллаев, Исхокхон Ибрат, Мунаввар кори, Махмудхужа 
Бехбуди, Хамза Хакимзода Ниязи, Садриддин Айни, Абдулла Авлони и другие 
вели большую педагогическую деятельность. Узбекский народ с великим 
прошлым, несмотря на социально-политические и религиозные препятствия 
взрастил передовых мыслителей и великих ученых как и другие народы 
Средней Азии, оставил бессмертные произведения в отрасли образования                 Садриддин Айни 
Садриддин Айни - писатель, 
ученый и общественный деятель 
узбекской и таджикской 
литературы 20 века. Айни вел 
научно-исследовательские 
работы в узбекской и таджикской 
литературе как историк, 
литератор и ученый. Написал 
научные романы о великих поэтах 
и ученых как Рудаки, ибн Сина, 
Саъди, Васфий, Бедиль, Навои, 
Ахмад Даниш.                 Абдулла Кадыри
Абдулла Кадыри - яркий, широко известный 
поэт и писатель, драматург и публицист, 
основоположник жанра романа в узбекской 
литературе. Произведения Кадыри, посвящены 
жизни узбекского народа. По неопубликованной 
пьесе Абдуллы Кадыри, написанной им в 
тридцатые годы XX века, известный 
театральный режиссёр Марк Вайль, поставил 
пьесу «Белый белый чёрный аист» в своём 
театре Ильхом в Ташкенте. Абдулла Кадыри 
(Джулкукбай) родился в 1894 году в Ташкенте в 
семье зажиточного торговца. Среда его 
обитания в детские и отроческие годы - купцы, 
богатые и бедные дехкане, талантливые 
ремесленники, пребывающие в вечной нужде 
мелкие кустари и безземельные крестьяне. 
Этот мир трудового люда, а также городская 
интеллигенция сыграли заметную роль в 
формировании мировоззрения будущего 
писателя.                 Абдулла Кадыри знал жизнь своего народа не понаслышке и не по книжкам, а 
впитывал в себя ее особенности путем непосредственного общения с людьми. 
Он закончил старометодную школу, учился в русско-туземной школе и в 
медресе. Увлекался чтением произведений Навои, Лютфи, Мукими, Фурката, 
Чулпона, Фитрата и других классиков узбекской литературы. Этот самобытный 
писатель формировался на рубеже двух веков - сложного, противоречивого, 
неспокойного времени, социальных, политических и нравственных потрясений. 
Конечно, это время оставило существенный след в его произведениях и 
мировоззрении, которое тоже противоречивое, не свободное от социальных и 
житейских предрассудков. В целом путь литературных исканий Абдуллы Кадыри 
отмечен постоянным подъемом, замечательными творческими свершениями. 
Вершина его поисков - ясные ответы на острые исторически сложившиеся 
социально-общественные вопросы бытия, реалистически широкое изображение 
живой современной и "омертвевшей во времени" исторической 
действительности. Жемчужины творчества Кадыри - исторические романы 
"Минувшие дни" (1926) и "Скорпион из алтаря" (1929) - первые в узбекской 
литературе произведения исторической тематики. "Минувшие дни" - роман 
широкомасштабного охвата действительности, сложных социальных и 
нравственных конфликтов, глубоких социальных обобщений.

Туркестанские школы в 1917- 1920 годах. В 1917 году после переворота в жизни народа Средней Азии произошло резкое изменение в социально- политической, экономической, духовной, идеологической жизни народа. В Туркестанском крае со стороны национальных демократов, знаменитых интеллигентов выдвигаются предложения о создании ветвей новых школ и реформировании работы в области просвещения.

В это время широко развивалась деятельность следующих национальных интеллегентов: джадид Махмудхожа Бехбуди, Мунаввар кори, Садриддин Айни, Фитрат , Чулпан, Абдулла Кадыри, Абдулла Авлани, Хамза, Гози Юнус, Хуршид и остальные деятели трудились в области культуры, просвещения и вели деятельность в отрасли разветвления новых школ. 1917 году с февраля по октября в крупных городах Туркестана открылись собственные школы, в которых занятия проводились в разных языках. 1917 году 9-14 майе в центре туркестанского края – Ташкенте произошел 1- курултай (слёт) учителей, где был создан «Союз учителей Туркестана».

1918 году открываются «Педагогические курсы для учителей» и осенью того же года в Ташкенте курсы учителей школ для основных местных жителей ташкентского уезда. 1918 году 9 апреля Мунаввар кори в своем доме составил комиссию из 9 человек с целью создания мусульманского направления народного Университета Туркестана. Они составляют программы в течение 22 дней и 3 мая того же года состоится собрание, где будут избраны: Мунаввар кори председателем (ректор), Исо Тухтабоев заместителем, Бурхон Хабиб вторым заместителем, Абдусамад кори Зиебов казначеем, Мухтор Бокир секретарем. 13 мая на территории старого города Ташкента в здании бывшего магазина Викула Морозова открывается «народный дорилфунун» (университет) для мусульманского населения. Этот отдел вскоре превращается в крупное образовательное учреждение. В составе университета были открыты социально-экономические, естественно- математические, историко-филологические, сельское хозяйство и технические факультеты. 1918 году в ноябре в Ташкенте открылся восточный институт Туркестана. В критериях института были определеныего главные задачи - подготовить практикующих кадров и ученых востоковедов, которые хорошо знают язык населения Туркестана и соседних стран.

Произведения передовых мыслителей использовались в качестве основного источника в школах туркестанского края до октябрьского переворота 1917 года . Это такие произведения как «Хафтияк», в ней из семи сур Корана выбиралась одна сура. Примерно, написана в VIIIвеке. В X-XII вв. на языке фарси были изложены колонны исламской религии «Чоркитоб». Широко использовались произведения Абу Насра Фараби, Юсуф Хос Хожиб, Абулкосим Махмуд Замахшари и Алишера Навои.

В 1920 году в туркестанском народном универстете был создан Туркестанский государственный университет (в последующем Средняя Азия, ныне Национальный университет имени М.Улугбека.) В конце первого года деятельности университета вели работу 6 факультетов: социально- экономический, историко-филологический, физико-математический, технический, медицинский и сельское хозяйство. Со временем университет стал не только крупным учебным заведением, но и важным центром учебно-теоретического и практического мышления, исследования по разным отраслям естественных и практических наук. Несмотря на вражду большевиков по отношению к национальному и общечеловеческому образованию в 1917-1924 гг. в нынешней территории Узбекистана развивалась культурная жизнь. Талантливые организаторы народного образования Абдулкодыр Шакури, Исматулла Рахматуллаев, Исхокхон Ибрат, Мунаввар кори, Махмудхужа Бехбуди, Хамза Хакимзода Ниязи, Садриддин Айни, Абдулла Авлони и другие вели большую педагогическую деятельность. Узбекский народ с великим прошлым, несмотря на социально-политические и религиозные препятствия взрастил передовых мыслителей и великих ученых как и другие народы Средней Азии, оставил бессмертные произведения в отрасли образования