Туркестанские школы в 1917-1920 годах
Туркестанские школы в 1917- 1920 годах. В 1917 году после переворота в жизни народа Средней Азии произошло резкое изменение в социально- политической, экономической, духовной, идеологической жизни народа. В Туркестанском крае со стороны национальных демократов, знаменитых интеллигентов выдвигаются предложения о создании ветвей новых школ и реформировании работы в области просвещения.
В это время широко развивалась деятельность следующих национальных интеллегентов: джадид Махмудхожа Бехбуди, Мунаввар кори, Садриддин Айни, Фитрат , Чулпан, Абдулла Кадыри, Абдулла Авлани, Хамза, Гози Юнус, Хуршид и остальные деятели трудились в области культуры, просвещения и вели деятельность в отрасли разветвления новых школ. 1917 году с февраля по октября в крупных городах Туркестана открылись собственные школы, в которых занятия проводились в разных языках. 1917 году 9-14 майе в центре туркестанского края – Ташкенте произошел 1- курултай (слёт) учителей, где был создан «Союз учителей Туркестана».
1918 году открываются «Педагогические курсы для учителей» и осенью того же года в Ташкенте курсы учителей школ для основных местных жителей ташкентского уезда. 1918 году 9 апреля Мунаввар кори в своем доме составил комиссию из 9 человек с целью создания мусульманского направления народного Университета Туркестана. Они составляют программы в течение 22 дней и 3 мая того же года состоится собрание, где будут избраны: Мунаввар кори председателем (ректор), Исо Тухтабоев заместителем, Бурхон Хабиб вторым заместителем, Абдусамад кори Зиебов казначеем, Мухтор Бокир секретарем. 13 мая на территории старого города Ташкента в здании бывшего магазина Викула Морозова открывается «народный дорилфунун» (университет) для мусульманского населения. Этот отдел вскоре превращается в крупное образовательное учреждение. В составе университета были открыты социально-экономические, естественно- математические, историко-филологические, сельское хозяйство и технические факультеты. 1918 году в ноябре в Ташкенте открылся восточный институт Туркестана. В критериях института были определеныего главные задачи - подготовить практикующих кадров и ученых востоковедов, которые хорошо знают язык населения Туркестана и соседних стран.
Произведения передовых мыслителей использовались в качестве основного источника в школах туркестанского края до октябрьского переворота 1917 года . Это такие произведения как «Хафтияк», в ней из семи сур Корана выбиралась одна сура. Примерно, написана в VIIIвеке. В X-XII вв. на языке фарси были изложены колонны исламской религии «Чоркитоб». Широко использовались произведения Абу Насра Фараби, Юсуф Хос Хожиб, Абулкосим Махмуд Замахшари и Алишера Навои.
В 1920 году в туркестанском народном универстете был создан Туркестанский государственный университет (в последующем Средняя Азия, ныне Национальный университет имени М.Улугбека.) В конце первого года деятельности университета вели работу 6 факультетов: социально- экономический, историко-филологический, физико-математический, технический, медицинский и сельское хозяйство. Со временем университет стал не только крупным учебным заведением, но и важным центром учебно-теоретического и практического мышления, исследования по разным отраслям естественных и практических наук. Несмотря на вражду большевиков по отношению к национальному и общечеловеческому образованию в 1917-1924 гг. в нынешней территории Узбекистана развивалась культурная жизнь. Талантливые организаторы народного образования Абдулкодыр Шакури, Исматулла Рахматуллаев, Исхокхон Ибрат, Мунаввар кори, Махмудхужа Бехбуди, Хамза Хакимзода Ниязи, Садриддин Айни, Абдулла Авлони и другие вели большую педагогическую деятельность. Узбекский народ с великим прошлым, несмотря на социально-политические и религиозные препятствия взрастил передовых мыслителей и великих ученых как и другие народы Средней Азии, оставил бессмертные произведения в отрасли образования