logo

Узбекистан и мировое сообщество

Загружено в:

16.11.2024

Скачано:

0

Размер:

901.7109375 KB
Тема   :  Узбек и стан и  
м и ровое  сообщ ество
Лекция – 1   Правовые основы 
внешней политики 
страны были 
закрепле ны в 
Конституции 
Республики 
Узбекистан, в законах 
Республики 
Узбекистан «Об 
основных принципах 
внешнеполитической 
дея	
 тельности», «О 
международных 
договорах».    2012 г. была 
разработана  и 
принята 
«Концепция 
внешнеполитич
еской 
деятельности 
Республи	
 ки 
Узбекистан»  и 
других 
законодательны
х актах.  Внешняя поли	
 тика 
Узбекистана 
основывается также 
на общепризнанных 
прин	
 ципах 
международного 
права и нормах ООН 
и на обязательствах, 
исходящих из 
ратифицированных 
международных 
договоров и со	
 
глашений 
Узбекистана.   Были разработаны во главе   И.А.Каримова принципы 
внешнеполитической деятельности Узбекистана:  
•
открытость для сотрудничества независимо от идео логии, приверженность 
общечеловеческим ценностям, со	
 хранению мира и безопасности;
•
уважение суверенитета других государств и призна	
 ние нерушимости границ;
•
невмешательство во внутренние дела других госу	
 дарств;
•
мирное урегулирование споров;
•
неприменение силы или угрозы силой;
•
уважение прав и свобод человека;
•
преимущество общепризнанных норм международ	
 ного права над 
внутринациональными законами и право	
 выми нормами;
•
заключение союзов, вступление в содружества и вы	
 ход из них в целях обеспечения 
высших интересов госу	
 дарства, народа, его благосостояния и безопасности;
•
неприсоединение к агрессивным военным блокам и объединениям;
•
равноправие и взаимная заинтересованность в меж	
 государственных отношениях, 
верховенство нацио	
 нальных интересов государства;
•
развитие внешних связей на основе двусторонних и многосторонних соглашений: в 
случае сближения с од	
 ним государством не отдаляться от другого.   проведение открытой, 
прагматичной и 
взвешенной внешней 
политики на основе 
своих национальных 
интересов;
развитие 
равноправных 
и 
взаимовыгодн
ых отношений 
с дру гими 
странами на 
основе 
общепризнанн
ых 
международн
ых норми принципов уважения 
суверенитета, 
территориальной 
целостно	
 сти и 
невмешательства во 
внутренние дела, 
мирного урегулирова	
 
ния споров, 
неприменения силы 
или угрозы силой. Узбекистан 
привержен 
следующим 
основополагаю
щим прин	
 
ципам 
внешней 
политики:          Принятой по инициативе Президента Ш. 
М.Мирзиёева Стратегии действий по 
дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 
гг., одним из основных приоритетных 
направлений определено осуществле ние 
взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной 
внешней политики, направленной на 
укрепление независимости и сувере	
 нитета 
государства, создание вокруг Узбекистана пояса 
безопас	
 ности, стабильности и добрососедства, 
укрепление международного имиджа страны. .   Мы и дальше будем развивать практическое со 
трудничество со Всемирным банком, Азиатским 
банком развития, Международным валютным 
фондом, другими международными 
финансовыми и экономическими 
организациями».  Президент также подчеркнул, что основу нашей 
внешней политики и впредь будут составлять 
такие принципы, как невмешательство во вну	
 
тренние дела других государств, 
урегулирование возникающих конфликтов и 
противостояний только мирным, политическим 
В контексте взаимоотношений с 
международными организаци	
 ями Узбекистан 
придаёт большое значение сотрудничеству с 
Ор	
 ганизацией Объединённых Наций (ООН) и её 
специализирован	
 ными учреждениями. 
Узбекистан стал членом ООН 2 марта 1992 г. на 
46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.  В Ташкенте  в 1993  
было открыто 
представительство 
ООН, а в штаб-
квартире ООН в Нью-
Йорке - 
представительство 
Узбекистана.Президент Ре
 спублики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своём выступлении на торжественном 
собрании, посвящённом 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, 
отметил, что «националь	
 ным интересам Узбекистана отвечает активное сотрудничество с 
Организацией Объединённых Наций, Шанхайской организацией сотрудничества, Содружеством 
Независимых Государств, Органи	
 зацией исламского сотрудничества и другими 
международными структурами.     Узбекистан является 
участником всех 13 конвенций 
ООН по борьбе с терроризмом.  
Узбекистан приветствует работу 
Контртеррористического 
комитета Совета Безопасности 
и всецело поддерживает его уси 
лия по укреплению потенциала 
стран-членов ООН в 
противостоя	
 нии этому злу.Республика Узбекистан 
принимает активное участие в 
деятель	
 ности различных 
специализированных 
учреждений и комитетов 
Организации Объединённых 
Наций, а также в гуманитарных 
ак	
 циях ООН в Афганистане. 
Важным этапом сотрудничества 
с ООН стали визиты в 
Узбекистан бывших 
Генеральных секретарей ООН 
Кофи Аннана в 2002 г. и Пан Ги 
Муна в 2010-м и 2015 гг., в ходе 
ко	
 торых были обсуждены такие 
вопросы, как эффективное 
исполь	
 зование водных 
ресурсов, демократические 
реформы, а также во	
 просы 
реформирования ООН.      16 сентября 2013 г. на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН,    по 
инициативе Узбекистана была одобрено «Про грамма мер по ликвидации 
последствий высыхания Арала и пре	
 дотвращению катастрофы экосистем в 
Приаралье». Программа поддержана Генеральным секретарём ООН Пан Ги 
Муном, кото	
 рый в 2010 г. лично посетил зону Приаралья и привлёк внимание 
мирового сообщества к ней как одной из крупнейших экологиче	
 ских проблем 
современности.. Под эгидой Международного фонда спасения Арала в октябре 
2014 г в Ургенче состоялась международная конференция «Развитие со	
 
трудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий 
экологической катастрофы».   По результатам форума со стороны различных 
междуна	
 родных учреждений и программ было принято решение о допол	 
нительном выделении более 3 млрд. долл. США на снижение угроз Аральской 
трагедии .    10-11 ноября 2017 г. в 
Самарканде состоялась 
международная 
конференция под эгидой 
ООН На форуме приняли 
участие«Центральная 
Азия: одно 
прошлое и 
общее будущее, 
сотрудничество 
ради 
устойчивого 
развития и вза 
имного 
процветания».   проводимые реформы в 
Узбекистане, вопросы 
демократии, прав человека, 
молодёжи, религиозная 
толерантность, междуна	
 
родная и региональная 
безопасность, региональное 
сотрудниче	
 ство, экология и 
др.   официальные лица 
ООН, ОБСЕ, ЕС, ШОС, СНГ, 
делегации стран Центральной 
Азии, Афганистана, 
государств Европы, Ирана, Индии, 
КНР, Пакистана, России, США, 
Турции, Южной Кореи, Японии и 
др., 
представители дипломатического 
корпуса, известные учёные, 
общественные и государственные 
деятели - всего более 500 
участников.
Президент Республики 
Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в 
сентябре 2017 г. на 72-й сессии 
Генеральной Ассамблеи 
Организации Объединённых 
Наций затронул самые 
актуальные темы современ	
 
ности:   В интеграции Узбекистана с мировым сообшеством особое внимание 
приобретает  его сотрудничества со специализированными 
организациями ОНН.  В октябре 1993 г. в Париже Узбекистан стал 
членом ЮНЕСКО. С де кабря 1994 г. в республике действует 
Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО, в 1996 г. в Ташкенте 
открыто представительство ЮНЕСКО в Узбекистане. 
Крупным событием в жизни нашего региона стало открытие под эгидой 
ЮНЕСКО 26 августа 1996 г. в Самарканде Международ	
 ного института 
центральноазиатских исследований. (МИЦАИ)
В декабре 1994 г. в республике была образована На
 циональная 
комиссия Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО - 
межведомственный орган, в состав которого входят 49 человек — 
представителей министерств и ве	
 домств сферы образования, науки, 
культуры и информа	
 ции.      Важным партнёром 
взаимодействия 
центральноазиатского 
региона с Европой 
является Организация по 
безопасности и со 
трудничеству в Европе 
(ОБСЕ). В 1975 г. было 
созвано Совеща	
 ние по 
безопасности и 
сотрудничеству в Европе 
(СБСЕ) - много	
 сторонний 
форум для налаживания 
диалога между Востоком 
и Западом. В 1994 г. в г. 
Будапеште (Венгрия) было 
принято решение о 
переименовании 
Совещания в 
Организацию. Основной принцип ОБСЕ 
- широкий и 
всеобъемлющий подход к 
безопасности с 
обеспечением тесной 
взаимосвязи трёх 
основных измерений её 
деятельности - военно-
политического, 
экономико	
 
экологического и 
гуманитарного. Узбекистан стал членом 
ОБСЕ (СБСЕ) 26 февраля 
1992 г. Основ	
 ным 
приоритетом 
сотрудничества с ОБСЕ 
была сфера региональ	
 ной 
безопасности, содействие 
развитию связей между 
странами- членами в 
экономическойобласти, 
технологической, 
гуманитарной сферах и 
экологии, создание 
условий для 
систематического поли	
 
тического диалога.     •
В 1994 г. Узбекистан с целью расширения 
политического диалога и военного 
сотрудничества с НАТО присоединился к 
программе « Partnership for Peace » («Пар 
тнёрство ради мира») .
 Взаимоотношения 
Узбекистана и НАТО были 
установлены 21 де	 кабря 1991 
г. 
•
В 2011 г. во время визита в Брюссель Ислама 
Каримова состоялась встреча главы нашего 
государства с Генеральным секретарем НАТО 
Андер	
 сом Фог Расмуссеном, в ходе которой 
обсуждались перспективы развития отношений 
между Узбекистаном и НАТО, а также вопро	
 сы 
стабилизации Афганистана. В 2009 г. Узбекистан заключил 
с НАТО Соглашение о транзите 
невоенных грузов для 
поддержки операции  ISAF  в 
Афганистане, а в 2012 г. 
вступило в силу Соглашение 
республики с Североатлан	 
тическим альянсом о транзите 
грузов из Афганистана.        На встрече Президент Республики 
Узбекистан Ш.М, Мирзиёев отметил: 
«Узбекистан намерен серьёзно 
оптимизировать свои подходы и 
придать качественно новую динамику 
участию в деятельности СНГ Особо 
подчеркну, что СНГ для Узбекистана - 
это важнейший институт практического 
взаимодействия в приори тетных сферах, 
а страны-участницы Содружества - наши 
есте	
 ственные партнёры, соседи и 
друзья. На пространстве СНГ с 1992 г. 
функционирует Организация Договора о 
коллективной безопасности (ОДКБ), 
которая является военно-политическим 
союзом, созданным госу	
 дарствами СНГ на 
основе Договора о коллективной 
безопасности, подписанного в мае 1992 г. 
Изначально в неё входили Армения, 
Казахстан, Кыргызстан, Россия, 
Таджикистан и Узбекистан, затем к ней 
присоединились Азербайджан, Грузия и 
Беларусь. Договор вступил в силу в 1994 г. 
В 1999 г. Узбекистан, Азербайджан и Гру	
 
зия не стали его продлевать. В 2006 г. 
Узбекистан восстановил своё членство в 
ОДКБ В ок тябре 2017 года г. Сочи  
состоялось очередное 
заседани е Со	
 вета глав 
государств-у частни к ов СНГ.    В 1992 г. независимые страны 
Центральной Азии - Казахстан, 
Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и 
Туркменистан - создали межгосу 
дарственную структуру - 
Центральноазиатское региональ	
 ное 
сотрудничество (ЦАРС), главной целью 
которого являлось экономическое 
объединение путём формирования 
общего эконо	
 мического пространства и 
единого регионального рынка .
.   В феврале 2002 г. на встрече 
президентов Узбекистана, Казахстана, 
Кыргызстана и Таджикистана была 
официально создана Органи	
 зация 
центральноазиатского сотрудничества 
(ОЦАС). 
В октябре 2000 г. на базе Таможенного союза было создано 
Евра	
 зийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в состав 
которого вошли Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, 
Российская Федерация и Таджикистан. В октябре 2005 г. на 
встрече глав государств-членов ОЦАС в северной столице 
России Санкт-Петербурге было принято решение об 
интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС. В ходе встречи Узбекистан 
принял решение о вступлении в ЕврАзЭС. На саммите 
ЕврАзЭС, ко	
 торый состоялся в январе 2006 г. в Санкт-
Петербурге, были рассмо	
 трены вопросы, связанные с 
порядком объединения Организации 
Центральноазиатского сотрудничества и Евразийского 
экономиче	
 ского сообщества.   Во время сам	 мита был 
подписан протокол о приёме в его члены Узбекистана. Объединение ОЦАС и ЕврАзЭС могло бы 
способствовать полно	
 ценному экономическому 
развитию стран-членов, однако данный процесс 
так и не был завершён. В 2008 г. Узбекистан 
приостановил своё членство в ЕврАзЭС.       В 2010 г.,  когда Узбекистан председательствовал в ШОС, во вре мя визита Генерального 
Секретаря ООН Пан Ги Муна в Ташкент была подписана Совместная декларация о 
сотрудничестве между секретариатами ШОС и ООН, фиксирующая основные принци	
 
пы и направления взаимодействия между двумя организация	
 ми. 
На саммите ШОС в 
Ташкенте в июне 2010 
г.  был подписан ряд 
документов, включая Декларацию 10-го заседания Совета глав 
государств-членов ШОС; 
Положение о порядке приёма новых чле	
 нов в 
ШОС; 
Правила процедуры ШОС, призванные 
содействовать совершенствованию правовой 
основы деятельности Организации. 
23-24 июня 2016 г. в 
Ташкен	
 те состоялось очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС. 
По итогам 
саммита 
были 
подписаны Ташкентская декларация пятнадцатилетия ШОС, 
Решение об утверждении Плана действий на 2016-2020 годы по реализации 
Стратегии развития Шанхай	
 ской организации сотрудничества до 2025 года, 
Программа по раз	
 витию сотрудничества государств-членов Шанхайской 
организа	
 ции сотрудничества в сфере туризма и другие документы   Ли терату ра 
 
1.Мирзияев Ш.М. Мы все в месте построим свободное, 
демократическое и процветающее государство. Т., 2016 
2.Новейшяя история Узбекистана /  Руководитель проекта и 
редактор: М,А Рахимов. Т., 2018  
3.Рахимов М.А Международное сотрудничество Узбекистана 
в контексте обеспечения стабильности и устойчивого 
развития  в Центральной Азии. Т.,2011
4.Рахимов М.А, Рахматуллаев Ш.,Турсунов Р., Назаров Р. 
Очерки новейшей истории Республики Узбекистан. Т., 2016 
5. Муртазаева Р.Х. Дорошенко Т.П. История 
Узбекистана.Т.,2014
6.Левитин Л. Узбекистан на историческом повороте. Т., 
2000,

Тема : Узбек и стан и м и ровое сообщ ество Лекция – 1

Правовые основы внешней политики страны были закрепле ны в Конституции Республики Узбекистан, в законах Республики Узбекистан «Об основных принципах внешнеполитической дея тельности», «О международных договорах». 2012 г. была разработана и принята «Концепция внешнеполитич еской деятельности Республи ки Узбекистан» и других законодательны х актах. Внешняя поли тика Узбекистана основывается также на общепризнанных прин ципах международного права и нормах ООН и на обязательствах, исходящих из ратифицированных международных договоров и со глашений Узбекистана.

Были разработаны во главе И.А.Каримова принципы внешнеполитической деятельности Узбекистана: • открытость для сотрудничества независимо от идео логии, приверженность общечеловеческим ценностям, со хранению мира и безопасности; • уважение суверенитета других государств и призна ние нерушимости границ; • невмешательство во внутренние дела других госу дарств; • мирное урегулирование споров; • неприменение силы или угрозы силой; • уважение прав и свобод человека; • преимущество общепризнанных норм международ ного права над внутринациональными законами и право выми нормами; • заключение союзов, вступление в содружества и вы ход из них в целях обеспечения высших интересов госу дарства, народа, его благосостояния и безопасности; • неприсоединение к агрессивным военным блокам и объединениям; • равноправие и взаимная заинтересованность в меж государственных отношениях, верховенство нацио нальных интересов государства; • развитие внешних связей на основе двусторонних и многосторонних соглашений: в случае сближения с од ним государством не отдаляться от другого.

проведение открытой, прагматичной и взвешенной внешней политики на основе своих национальных интересов; развитие равноправных и взаимовыгодн ых отношений с дру гими странами на основе общепризнанн ых международн ых норми принципов уважения суверенитета, территориальной целостно сти и невмешательства во внутренние дела, мирного урегулирова ния споров, неприменения силы или угрозы силой. Узбекистан привержен следующим основополагаю щим прин ципам внешней политики:

Принятой по инициативе Президента Ш. М.Мирзиёева Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 гг., одним из основных приоритетных направлений определено осуществле ние взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленной на укрепление независимости и сувере нитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопас ности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны. .