logo

Жизнь и творчество поэтессы Зулфии и Хамид Алимжана

Загружено в:

10.08.2023

Скачано:

0

Размер:

2000.8037109375 KB
Жизнь и творчество поэтессы 
Зулфии и Хамид Алимжана
•
План:
•
1. Жизнь Хамид Олимжона
•
2. Творчество Хамид Олимжона
•
3. Жизнь Зулфии
•
4. Творчество Зулфии     
Хамид Алимджан

Талантливый поэт, драматург учёный и 
общественный деятель Хамид Алимджан 
родился 12 декабря 1909 года в городе 
Джизак. С пятилетнего возраста, 
оставшись без отца его воспитали мать 
Комила §я и дед Мулла Азим. Хамид 
Алимджан учился сначала в 1918 году в 
неполной средней школе, потом 
продолжил учёбу в школе имени 
Нариманова и в закончил её в 1923 году. 
С 1923 по 1926 годы он учился в 
Самаркандском педагогическом 
училище. Затем с 1926 по 1931 год учился 
в Узбекской Педагогической Академии 
города Самарканда на социально- 
экономическом факультете.   
Он начал писать стихи со 
студенческих лет. Его 
произведения начали 
выпускаться с 1926 года в 
газете «Зарафшон». С 1927 
года поет начал работать в 
редакции этой газеты. С 1931 
года Хамид Алимджан 
приезжает в Ташкент и 
начинает свою деятельность 
в газете «Молодой 
ленинец». Затем руководит 
редакцией журнала 
«Строительство» .    
Талантливый поэт попал в автокатастрофу и погиб 3 июля 1944 года. 
Могла ли быть другая семья, такая любовь , как у Хамида Алимджана 
и Зульфии, основанная на любви и симпатии друг другу в жизни 
выдающихся мировых литераторов. Если до этого не было, то к этой 
удивительной традиции первыми приступили два знаменитых наших 
соотечесвенника- Хамид Алимджан и Зульфия. Один родился в семье 
дехканина, другая — в Ташкенте в семье литейщика. И оба выросли 
поэтами, даже создали одну литературную семью.   
И сверкание этих двух ярких звёзд узбекской поэзии неслучайно 
является удивительным случаем. Когда в 1931 годы напечаталось 
первое стихотворения Зульфии, то у Хамида Алимджана, 
закончившего высшее учебное заведение города Самарканда, 
вышли в свет стихи «Весна», «Огненные волосы* и сборник 
произведений «Предрассветный ветерок». В то время это был 
молодой поэт и литератор, закончивший школу журналистики и 
работающий в институте языка и литературы. Кажется, что в эти 
годы или вера в себя и своё будущее, или какие-то неведомые 
сверхъестественные силы, подтолкнули поэта обратить внимание 
на поэтессу и жениться на ней. И правда, сюда в женское училище 
махалли Укчи, где училась Зульфия, а вернее в здешний 
литературный кружок, приходили на занятия и другие поэты.    
И в эти годы Зульфия вместе со своими цодругами приходила сюда, и 
кроме Хамида Алимджана, она здесь видела таких великих поэтов, 
как Уйгун, Усман Насыр, Амир Умарий. Но именно Хамид Алимджан 
притягивал её внимание и это было неслучайно. Недаром мудрецы 
говорят: «Брак читается на небесах». Зульфия, как и все её подруги, 
раньше думала ,что станет учительницей.   
В 1932 году вышел в свет перэый сборник стихотворений Зульфии » 
Страницы жизни». Хамид Алимджан обратил внимание на эти стихи. 
Зульфия вспоминает: «Когда мы, дватцать девушек- любителий 
поезии собирались на семинарские занятия, я в первый раз увидела 
Хамида Алимджана. Занятиями руководили Хамид Алимджан и 
Уйгун. Зульфия все чувства,ощутимые при встрече с Хамидом 
Алимджаном, передаёт на бумагу, и это стихотворение она называет 
«Весенний вечер». И эта первая встреча Зульфии с Хамид 
Алимджаном стала фундаментом их крепкого замка их дружбы , 
переросшую в огромную любовь.    Зульфия  после  этой  встречи 
много  думает  о  Хамиде 
Алимджане.  А  Хамид  Алимджан 
с  большим  вниманием  читает  её 
стихи.  Немного  спустя  в  1935 
году,  Зульфия  окончив  училище 
поступает  в  аспирантуру 
института  языка  и  литературы. 
Здесь  она  усовершенствовала 
свои  научные  знания  рядом  с 
такими  великими  учёными,  как 
Фитрат,  Отажон  Хошим,  Солих 
Муталлибов.  В  эти  годы  в  инс-
титуте  работал  и  Хамид  Алимд-
жан.   Он  много,  интересовался 
творчеством  Зульфии  и  при 
встречах  с  нею  давал  разные 
советы.  Каждая  такая  их  встреча 
сближала  их  возрождала  любовь  в 
сердцах обоих. 1935 год был самым 
счастливым  временем  их  жизни.  И 
23  июля  того  года  судьба  на  всю 
вечную  жизнь  соединила  их  узами 
брака, Зульфия так вспоминает: «В 
1935  году  осталось  наша  свадьба,  и 
я  жила  очень  счастливо.  Когда 
человек  по  настоящему  любит,  для 
него  любые  трудности  являются 
мелкими  крошками.  И  все  четыре 
времени года для него я была вот в 
таком настроении.»   
В  это  время  Хамид  Алимджан  был  в  26  летнем  возрасте.  В  этом 
возрасте  он  был  автором  5  стихов  и  повестей,  известным  поэтом, 
усердным  учёным,  а  для  молодых  начинающих  поэтов  он  был 
наставником. Для Зуль-фии он был не только мужем или другом, а 
скори  всего  великим  образом  во  всей  её  творческой  судьбе. 
Великий  поэт,  владелец  редких  человеческих  дос-тоинств  Хамид 
Алимджан,  был  ярким  примером  для  Зульфии.  Она  научилась  от 
него  думать,  трудиться,  писать  стихи,  для  врагов  яростной,  то  есть 
одним  словом,  хорошо  обучилась  в  его  творческой  школе.  Хамид 
Алимджан  был  для  Зульфии  добрым  наставником  жизни, 
гармоничным её душе спутником и чётким советчиком.   
X.Алимджан  создал  такие  сборники  стихов,  как  «Огненные 
волосы»(1931),  «Смерты  неприятелю!  «(1932),  «Пробег» 
(1932)Воодушевившись  творчеством  народных  сказителей,  он  в 
30-е  годы  создаёт  свои  поэмы  «Ойгуль  и  Бахтиёр»  (1937), 
«Семург»  (1937),  «Зайнаб  и  Омон»  (1938).Также  он  написал 
научно  -исследовательские  произведения  :  «Литература  и 
народ»,»Навои  великий  поэт  узбекского  народа  «,»Поэма 
мужества,  любви  и  дружба»,  «Бессмертный  поэт  узбекского 
народа»,»Великий  мастер»,  «Жамбул  и  народ»,  вышли  в  свет 
сборники  «Вечер  у  реки»(1936)  «На  берегах  Чирчика»(1937) 
/Жрай»( 1939), «Счастье»( 1940).   
Хамид  Алимджан  мастерски  перевёл  на  узбекский  язык  ряд 
произведений  великих  писателей.  К  тому  пример  «Русалка» 
А.С.Пушкин,»Бэла»  М.  Ю.  Лермонтова  призведение  М.Горького 
«Челкаш».  Кроме  них  литератор  перевёл  на  узбекский  язык 
произведения  Л.  Н.Толстого,  В.  Маяковского,  А.  Серафимовича,  Г. 
Шевченко,  Н.Островского,  А.  Корнейчука.  X.Алимджан  в  30  лет 
был  знаменосцем  узбекской  литературы  XX  века.  О  нём  написаны 
много  книг,  научных  статей  и  учебников.Вот  например: 
«Литература  Хамида  Алимджана  »  С.Азимова,»  Мир  поэта» 
С.Мамажонова  /Поэтические  мастерство  Хамида  Алимджана», 
«Монографии  Хамида  Алимджана»  Н.Каримова.  Особенно 
большое  значение  уделяется  исследованию  профессора 
Американского  Бригхемианского  университета  учёного  Давида 
Монтгомера под названием «Хамид  Алимджан».   Жизнь и работа Зульфии
Зульфия  (псевдоним; 
полное  имя  Зульфия 
Исроилова  01.03.1915  г. 
Ташкент  -  01.08.1996)  - 
известный  узбекский  поэт, 
журналист,  переводчик, 
общественный  деятель. 
Народный  поэт  Узбекистана 
(1965).  Герой  Труда  (1984). 
Зульфия  родилась  1915 
марта  1  года  в  Ташкенте  в 
семье  израильских 
кузнецов.  С  1922  по  1931  год 
она посещала школу, затем с 
1931 по 1934 год в школе для 
девочек.   Поэт,  которая  начала  свою 
карьеру  очень  рано,  почти  всю 
жизнь  работала  в  журналистике 
и  издательском  деле.  С  1935  по 
1938  год  он  был  аспирантом 
Института  языка  и  литературы 
при  Комитете  наук  Узбекистана, 
с  1938  года  редактором  Детского 
издательства,  заведующим 
отделом  Узбекского 
государственного  издательства 
(1941–1950),  с  1953  по  1953  годы 
заведующим  журналом 
«Саодат». До этого он почти 1980 
лет работал главным редактором 
этого журнала.   
Зульфия,  жена  известного  узбекского  поэта  Хамида  Олимжона, 
талантливой  поэтессы,  покорившей  тысячи  читателей  своей 
уникальной  поэзией,  умерла  1996  августа  1  года.  Его  первое 
стихотворение  было  опубликовано  в  1931  году  в  газете  «Ищи». 
Первый  сборник  стихов  «Листы  жизни»  вышел  в  свет  в  1932  году. 
После  этого  были  изданы  его  книги  стихов  «Темирой»  (1934), 
«Стихи», «Песня девочек» (1939). 
Сияние  его  поэзии  связано  с  сборниками  «Его  называли 
Фарходом»  (1943),  «Во  времена  Хиджрана»  (1944)  и 
«Халкаром»  (1947).  В  частности,  стихи,  написанные  после 
безвременной  смерти  Хамида  Алимжана  (1944),  полные 
духовных  серий  и  душевной  боли,  свидетельствовали  о 
значительных  изменениях  в  творчестве  Зульфии.  Своим 
изображением  личной  трагедии  Зульфия  выражает  боль  и 
страдания нации, которая вышла из Второй мировой войны с 
большими потерями и потерями.     Такие  стихи,  как  «Мушойра», 
«Мой  сын,  никогда  не  будет 
войны»,  «Казахстанские  луга», 
«Картина, которую я не рисовал», 
принесли  славу  Зульфии.  Размах 
жизни,  изображенный  в  стихах 
3ульфии,  расширился,  и  в  ее 
творчество  вошли  сцены  из 
жизни иностранных народов. Во  второй  половине  50-х  годов 
Зульфия  принимала  активное 
участие в движении азиатских и 
африканских  писателей  под 
девизом мира и международной 
солидарности,  посетив  многие 
страны мира. Его путешествия в 
Индию,  Египет,  Японию  и 
соседние  республики  оставили 
глубокий  след  в  творчестве 
поэта     Съезд писателей Узбекистана. Ташкент, 1954. Слева направо: 
Л.Пеньковский, С.Липкин, Клавдия Улуг-Заде, Мирмухсин, 
Н.Тихонов, Зульфия   С супругой А. Толстого   Принцип философского восприятия действительности, который 
начался с букета стихов «Мысли» (1965), продолжился в книгах 
стихов «Висол» (1972), «Годы, годы…» (1975) и показал начало 
настоящего художественного роста в творчестве Зульфии. Он 
вернулся к эпическому жанру и написал эпическую «Солнечную 
ручку» (1970), посвященную последнему путешествию учителя 
Ойбека. В это же время поэт написал серию стихов, посвященных 
детям («Лола-Док», 1975).   Зульфия  посвятила  важную  часть 
своей  жизни  изучению  и 
публикации  литературного  наследия 
Хамида  Алимжана.  В  качестве 
составной  части  этого  процесса  он 
написал  поэму  «Семург»  (совместно 
с  С.  Сомовой)  для  кукольного  театра 
на  основе  эпического  поэта  «Семург 
или  Паризод  и  Бунед»  и  либретто 
оперы «Зайнаб и Омон».
A.  С.  Пушкин  М.  Y.  Лермонтов.  Н.  A. 
Некрасов  М.  Voqif,  L.  Украинка,  М. 
Дильбозий  С.  Капутикян  Е. 
Огнецвет,  Мустай  Карим,  Амрита 
Притам, Э. Он перевел произведения 
Багряны и других на узбекский язык.   Произведения  Зульфии  были 
опубликованы  на  многих 
иностранных  языках,  а  также 
на  языках  братских  тюркских 
народов.  Зульфия  является 
лауреатом  Международной 
премии  имени  Джавахарлала 
Неру  (1968  г.),  премии 
Нилуфара  (1971  г.)  и 
Государственной  премии 
имени  Хамзы  Узбекистана 
(1970  г.).  Он  также  был 
награжден  болгарским 
орденом  Кирилла  и  Мефодия 
(1972).

Жизнь и творчество поэтессы Зулфии и Хамид Алимжана • План: • 1. Жизнь Хамид Олимжона • 2. Творчество Хамид Олимжона • 3. Жизнь Зулфии • 4. Творчество Зулфии

 Хамид Алимджан  Талантливый поэт, драматург учёный и общественный деятель Хамид Алимджан родился 12 декабря 1909 года в городе Джизак. С пятилетнего возраста, оставшись без отца его воспитали мать Комила §я и дед Мулла Азим. Хамид Алимджан учился сначала в 1918 году в неполной средней школе, потом продолжил учёбу в школе имени Нариманова и в закончил её в 1923 году. С 1923 по 1926 годы он учился в Самаркандском педагогическом училище. Затем с 1926 по 1931 год учился в Узбекской Педагогической Академии города Самарканда на социально- экономическом факультете.

 Он начал писать стихи со студенческих лет. Его произведения начали выпускаться с 1926 года в газете «Зарафшон». С 1927 года поет начал работать в редакции этой газеты. С 1931 года Хамид Алимджан приезжает в Ташкент и начинает свою деятельность в газете «Молодой ленинец». Затем руководит редакцией журнала «Строительство» .

 Талантливый поэт попал в автокатастрофу и погиб 3 июля 1944 года. Могла ли быть другая семья, такая любовь , как у Хамида Алимджана и Зульфии, основанная на любви и симпатии друг другу в жизни выдающихся мировых литераторов. Если до этого не было, то к этой удивительной традиции первыми приступили два знаменитых наших соотечесвенника- Хамид Алимджан и Зульфия. Один родился в семье дехканина, другая — в Ташкенте в семье литейщика. И оба выросли поэтами, даже создали одну литературную семью.