жизнь в Узбекистане в послевоенный период
ЖИЗНЬ В УЗБЕКИСТАНЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В УЗБЕКИСТАНЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД Вторая мировая война сформировала новое поколение людей, способное альтернативно, критически мыслить. Нарастал внутренний стихийный протест против режима. Подавить его можно было только жестокостью. Ослабленные в войну репрессии с новой силой возобновились во второй половине 40-х годов. Идеологической основой для них стали постановления ЦК ВКП/б/ "О журнале "Звезда" и "Ленинград" (1946 г.), "О репертуаре драмтеатров", "О фильме "Большая жизнь", "Об опере В.Мурадели "Великая дружба’ (1948 г.). Это стало базой для замораживания творческого демократического развития литературы и искусства, нового витка вытравливания инакомыслия.
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ УЗБЕКИСТАНА Писатели и поэты Узбекистана, освещавшие древнюю историю народа, обвинялись в идеализации прошлого, им наклеивали ярлыки "националистов". По обвинению в "антисоветской националистической деятельности" арестовывались поэты и писатели. Так были опорочены имена узбекских писателей Айбека, Абдуллы Каххара, М.Бабаева, У.Рапгадова, Миртемира, М.Шейхзаде, членов редакций журналов "Шарк Юддузи" и "Звезда Востока". Была осуждена "вредная" практика создания и пропаганды оперных, балетных, музыкально-драматических спектаклей на легендарно фольклорные сюжеты: "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Тахир и Зухра”, "Алпамыш", "Туландом". Бессмысленно и безнравственно уничтожалась культура узбекского народа. Репрессированные деятели искусства, науки, культуры стали невинными жертвами беззакония и произвола в период тоталитарного режима. После смерти Сталина, разгул репрессий был приостановлен, а после XX съезда КПСС (1956) наступил период "оттепели", когда начали реабилитировать невинно осужденных. В политической жизни было провозглашено восстановление попранной законности. Союзным республикам делегировали некоторые функции, ранее принадлежавшие центру. Части депортированных народов (чеченцы, ингуши и др.) разрешили вернуться на Родину. Наблюдалось оживление в общественной жизни, культуре, искусстве. Однако, процессы некоторой либерализации в общественной жизни продержались недолго. В середине 60-х годов вновь усилился идеологический прессинг.
Однако, несмотря на это, в рассматриваемый период произошли сдвиги в области культуры. В республике расширялась сеть образовательных школ, открывались музыкальные, спортивные школы, школы изобразительного и прикладного искусства. В 1975-76 учебном году в республике, в основном, завершили переход ко всеобщему среднему образованию. Число учителей в 1970-75 гг. составило более 200 тыс. человек, увеличился удельный вес лиц с высшим образованием.