logo

Истории Узбекистана

Yuklangan vaqt:

10.08.2023

Ko'chirishlar soni:

0

Hajmi:

1827.3623046875 KB
Истории  Узбек истана  Тем а : Сам арк анд столи ца 
государства А м ира Тем у ра

       План :

1.Сам арк анд– столица государства А м ира Тем у ра

2.Управление Сам арк анд да А м иром  Тем у ром

3.Сим волик а

4.Литерату ра                
Разрушенный монголами и оставленный жителями Самарканд в период правления Амира 
Темура заново возрождается, но южнее древних развалин. Превращенный в столицу, 
Самарканд становится самым привилегированным городом Мавераннахра. Строительными 
работами и благоустройством города руководил близкий Темуру военачальник эмир Акбуга.
В 1371 году новый Самарканд был обнесен мощной крепостной стеной, которая имела шесть 
ворот — Аханин, Шейхзаде, Чорсу, Каризгох, Сузангаран и Фируза. В западной части города 
были построены цитадель, резиденция Амира Темура дворец  Кок сарай  и  Бустансарай , где 
располагался весь управленческий аппарат. Коксарай представлял собой четырехэтажное 
купольное здание, портал, арка и стены которого были покрыты разноцветными 
мозаичными изразцами и майоликой, в основном, голубого цвета, отсюда и название 
"Коксарай" (Голубой дворец). В Коксарае проводились церемонии возведения на трон, когда 
правителя торжественно усаживали на своеобразный каменный трон — "Кокташ" (голубой 
камень), покрытый белым войлоком. В цитадели располагались оружейные мастерские и 
арсенал, монетный двор и тюрьма. Среди монументальных зданий, построенных в это 
время, особого внимания заслуживает городская соборная мечеть —  Масжиди Джами , 
известная в наше время как мечеть  Биби-Ханым . Кроме соборной мечети, в этот период был 
построен ряд прекрасных мавзолеев  Шахи Зинда , а также усыпальница  Гур Эмир , где 
похоронены Амир Темур и некоторые члены его семьи. Руи Гонсалес де Клавихо, в 1404 году 
во главе кастильского посольства посетивший Самарканд, был поражен размахом 
строительных работ. Об этой поездке Клавихо оставил подробный дневник, напечатанный в 
1582 году под названием "Жизнь и деятельность великого Тамерлана".
Следует отметить, что в строительной деятельности Амир Темур преследовал определенные 
политические цели — возведенные им величественные архитектурные сооружения, 
особенно на границах со степью (в частности, мавзолей Ахмада Яссави в Туркестане), 
должны были демонстрировать силу, могущество и величие его империи. В этой связи в 
Кеше на портале дворца Ак-сарай среди росписей были высечены слова: " Если ты 
сомневаешься в нашей силе и могуществе, взгляни на построенное  нами “.        
В Самарканде при Амире Темуре можно было встретить 
мастеров Исфахана, Шираза, Халеба и других городов 
Востока. Их труд использовался на самых разнообразных 
стройках, будь то капитальные здания, загородные сады, 
парки или даже обычные мастерские — дуконы.
" Город Самарканте , — писал Клавихо, —  расположен на 
равнине и окружен земляным валом и очень глубокими 
рвами. Он немного больше города Севильи, того, что 
внутри городской стены, а за городом выстроено много 
домов, примыкающих к нему с разных сторон как 
предместья. Весь город окружен садами и виноградниками, 
которые тянутся в иных местах на полторы лиги, а в 
других на две. А город стоит среди них. Между этими 
садами пролегают улицы и площади, очень населенные ".
По данным Клавихо, в тот период в Самарканде 
проживало более полутораста тысяч человек различных 
сословий и вероисповеданий. " Среди этих людей были 
разные народы , — подчеркивал Клавихо, —  турки, арабы, 
мавры и другие, армянские и греческие католики, 
несториане и якобиты и те, которые совершают обряд 
крещения огнем на лице, то есть те христиане, которые 
имеют особые понятия в вере. Этих людей было столько, 
что они не могли поместиться ни в городе, ни на площадях 
и улицах, ни в селениях и за городом... их было удивительно 
много ". Несмотря на это, отмечает Клавихо, на северный 
берег Амударьи, то есть в Мавераннахр, пропускали 
всякого, кто хотел. Но покинуть Мавераннахр .                

По словам директора Института археологии АН Республики Узбекистан Амриддина Бердимурадова, великий полководец был 
покровителем науки, культуры, искусства, литературы, ремесленничества. Во время правления Амира Темура Самарканд 
стал центром мировой цивилизации. Здесь жили и трудились такие известные ученые и поэты того времени, как Абдужаббор 
и Нуъмониддин Хорезми, Шамсиддин Мунши, Ходжа Афзал, Оловуддин Коши, Жалол Хири, Абдумалик Самарканди, Исмат 
Бухори, Бисоти, Лутфуллох Нишопури, Ахмад Сарои, Лутфи, Саккоки, Сайфи Сарои и др.
Кроме того, Амир Темур собрал огромную библиотеку при своем дворце. Здесь не только хранились книги, но и трудились 
каллиграфы, художники, специалисты по художественному оформлению рукописей. Они, по указанию правителя, 
переписывали редкие рукописи великих учёных и поэтов на знаменитую самаркандскую бумагу.В настоящее время книги, 
созданные при нём, хранятся во многих крупных музеях и библиотеках мира. В течение 35 лет этот сказочный город Востока 
был столицей огромной империи Амира Темура.
Ещё одна черта характера Сахибкирана - это его особое внимание к семье, здоровому образу жизни детей и внуков. По 
мнению историков, перед свадьбой сыновей он через своих подчиненных интересовался, из какой семьи будущая невестка, 
какими людьми были её предки.
По словам нашего собеседника, простые люди с большим уважением относились к личности великого полководца. Когда 
Амир Темур военным походом шёл в Турцию, Кавказ или в Индию, люди, в знак глубокого уважения к правителю, даже не 
протягивали ноги в ту сторону, откуда вышел Сахибкиран из города.
По мнению специалистов, богатое наследие Сахибкирана следует изучать по пяти направлениям: 1. Духовно-
просветительское. 2. Историко-правовое. 3. Экономическое. 4. Военное. 5. Научно-культурное.
Амир Темур был физически крепким человеком высокого роста, с широкими плечами. У него было доброе лицо, звонкий 
голос и острый взгляд. Об этом свидетельствует его современник, историк Ибн Арабшах.
Да, вся жизнь Амира Темура, его созидательная деятельность вот уже на протяжении почти семи веков прославляют на весь 
мир наш народ, нашу нацию. Как ни пытались принизить его имя при колониальном режиме, люди доброй воли на всей 
планете считали для себя честью оказывать глубокое уважение памяти нашего великого предка.                

За несколько веков до начала нашей эры здесь возвышались крепостные стены, окружившие дворцы правителей и храмы 
Самарканда. В исторических событиях древнего времени самым ранним упоминанием о Самарканде являются 
свидетельства современников и участников завоевательных походов Александра Македонского: в 329 году до нашей эры 
город был известен им как Мараканда.
Уже в те времена Самарканд был крупным густонаселенным городом, с развитыми ремеслами, торговлей и культурой. Он 
имел неприступную крепость и внешнюю оборонительную стену длиной 10,5 км. С новыми археологическими находками 
ученым удалось доказать, что Самарканд был основан намного раньше Греко-Македонского завоевания, и уже в эпоху 
Ахеминидов ( VI-IV  вв. до н.э.) был развитым городом.
Поэтому «возраст» Самарканда насчитывает более 2500 лет, начиная со времен появления поселения на лесовых холмах 
Афрасиаба, хотя на самом деле он гораздо старше.
На протяжении своей истории город видел на своих улицах полудиких саков и масагетов, железные фаланги греко-
македонских войск, орды жестоких каракитаев. Город противостоял разрушительному нашествию Арабов, которые принесли 
с собой новую религию – Ислам. Кровавые орды Чингиз-хана обрушивались с мечами и огнем на мирные дома Самарканда.
Он был и столицей империи Тимура, протянувшейся от реки Инд до пролива Босфор. После смерти полководца, власть над 
империей перешла его сыновьям и внукам. Самарканд, и его окрестности, достался внуку Тимура – Улугбеку. Улугбек правил 
городом в течение 40 лет.
Он практически не участвовал в завоевательных кампаниях. Он посещал другие страны много раз, но для изучения их 
культуры, традиции и прочего. Он был великим ученым, астрономом и математиком: потому он собирал много ученых из 
разных стран для научных исследований в своем государстве. 
В 
XIV-XV  веках город переживает свой золотой век. Градостроительство достигает своего апогея: город опоясывают мощные 
крепостные стены, за которыми начинаются благоустроенные сады и парки. Сам город прорезают новые улицы, 
вымощенные камнем.
В разных его концах взмывают ввысь голубые купола грандиозных архитектурных ансамблей. Большинство из этих объектов 
до сих пор является основными символами города. А памятники архитектуры, построенные во время правления Тимуридов, 
равны по значимости архитектурным шедеврам древнего Египта, Китая, Индии, Греции и Рима.Сейчас Самарканд, как и 
многие города Центральной Азии, разделен на две части: старый и новый город. Новая часть является административной 
частью города, включая промышленный, культурный и образовательный центры. Старая часть представлена историческими 
памятниками, магазинами, торговыми лавками, и старыми частными домами. Экскурсии в большинстве проходят по старой 
части Самарканд.                                 Литерату ра

Бакман Я. И.  По городу  XXV  веков : (Самарканд) / Вступит. статья и ред. канд. ист. наук Ю. Н. Алескерова. — Ташкент : Узбекистан, 1969.

История Самарканда : в 2 т. / Академия наук Узбекской ССР ; отв. ред. И. М. Муминов. — Ташкент : Фан, 1969. — Т. 1 : С древнейших времён до Великой Октябрьской 
социалистической революции. — 484 с.

История Самарканда : в 2 т. / Академия наук Узбекской ССР ; отв. ред. И. М. Муминов. — Ташкент : Фан, 1970. — Т. 2 : От победы Великой Октябрьской социалистической революции 
до наших дней. — 496 с.

Самарканд : Краткий справочник-путеводитель / Сост. И. И. Умняков, Ю. Н. Алескеров, К. М. Михайлов. — Ташкент : Государственное издательство Узбекской ССР, 1956. — 104 с.

Мукминова Р. Г.  К истории аграрных отношений в Узбекистане  XVI  в. По материалам «Вакф-наме».. — Т. : Наука, 1966. — 356  p.

Тревер К. В.  История народов Узбекистана : в 2 т. / Якубовский А. Ю. и Воронец М. Э. ; Непомнин В. Я. и Шишкин В. А. — Т. : АН УзССР, 1947. — Т. 2. — 514 с.

Уралов А.  Здравоохранение эпохи Ибн Сины и его отражение в зодчестве // Общественные науки в Узбекистане. — 2000. — № 1.

Alexander Morrison.  Russian Rule in Samarkand 1868—1910: A Comparison with British India. Oxford, OUP, 2008 (Oxford Historical Monographs).

Абрамов М. М. Гузары Самарканда. Т., 1989.

Бурякова Э. Ю., К стратиграфии площади Регистан // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 14. Т.,1978

Гулямов Я. Г., К вопросу о традиции архитектурных ансамблей в городах Средней Азии  XV  в. // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 29. Самарканд, 1998

Кочнев Б. Д., Караханидские монеты: источниковедческое и историческое исследование. Автореферат диссертация доктора исторических наук, Москва, 1993

Маликов А. М. История Самарканда (с древних времён до середины  XIV  в.). том.1. Ташкент:  Paradigma, 2017.

Маликов А. М. Медресе Самарканда в государственной политике Бухарского эмирата и Российской империи (конец  XVIII —  начало ХХв.) // История и археология Турана. № 4. 
Самарканд 2019.

Справочная книжка Самаркандской области, 1893 год, выпуск  I,  составил М.Вирский, Самарканд, 1893

Сухарева О. А. История Среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина  XIX —  начало  XX  в.). М.: Наука, 1982.

Пьянков И. В.  Древний Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание отрывков и комментарии). Душанбе, 1972.

Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. СПб. 1843

Истории Узбек истана

Тем а : Сам арк анд столи ца государства А м ира Тем у ра  План :  1.Сам арк анд– столица государства А м ира Тем у ра  2.Управление Сам арк анд да А м иром Тем у ром  3.Сим волик а  4.Литерату ра

 Разрушенный монголами и оставленный жителями Самарканд в период правления Амира Темура заново возрождается, но южнее древних развалин. Превращенный в столицу, Самарканд становится самым привилегированным городом Мавераннахра. Строительными работами и благоустройством города руководил близкий Темуру военачальник эмир Акбуга. В 1371 году новый Самарканд был обнесен мощной крепостной стеной, которая имела шесть ворот — Аханин, Шейхзаде, Чорсу, Каризгох, Сузангаран и Фируза. В западной части города были построены цитадель, резиденция Амира Темура дворец  Кок сарай  и  Бустансарай , где располагался весь управленческий аппарат. Коксарай представлял собой четырехэтажное купольное здание, портал, арка и стены которого были покрыты разноцветными мозаичными изразцами и майоликой, в основном, голубого цвета, отсюда и название "Коксарай" (Голубой дворец). В Коксарае проводились церемонии возведения на трон, когда правителя торжественно усаживали на своеобразный каменный трон — "Кокташ" (голубой камень), покрытый белым войлоком. В цитадели располагались оружейные мастерские и арсенал, монетный двор и тюрьма. Среди монументальных зданий, построенных в это время, особого внимания заслуживает городская соборная мечеть —  Масжиди Джами , известная в наше время как мечеть  Биби-Ханым . Кроме соборной мечети, в этот период был построен ряд прекрасных мавзолеев  Шахи Зинда , а также усыпальница  Гур Эмир , где похоронены Амир Темур и некоторые члены его семьи. Руи Гонсалес де Клавихо, в 1404 году во главе кастильского посольства посетивший Самарканд, был поражен размахом строительных работ. Об этой поездке Клавихо оставил подробный дневник, напечатанный в 1582 году под названием "Жизнь и деятельность великого Тамерлана". Следует отметить, что в строительной деятельности Амир Темур преследовал определенные политические цели — возведенные им величественные архитектурные сооружения, особенно на границах со степью (в частности, мавзолей Ахмада Яссави в Туркестане), должны были демонстрировать силу, могущество и величие его империи. В этой связи в Кеше на портале дворца Ак-сарай среди росписей были высечены слова: " Если ты сомневаешься в нашей силе и могуществе, взгляни на построенное нами “.

 В Самарканде при Амире Темуре можно было встретить мастеров Исфахана, Шираза, Халеба и других городов Востока. Их труд использовался на самых разнообразных стройках, будь то капитальные здания, загородные сады, парки или даже обычные мастерские — дуконы. " Город Самарканте , — писал Клавихо, —  расположен на равнине и окружен земляным валом и очень глубокими рвами. Он немного больше города Севильи, того, что внутри городской стены, а за городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружен садами и виноградниками, которые тянутся в иных местах на полторы лиги, а в других на две. А город стоит среди них. Между этими садами пролегают улицы и площади, очень населенные ". По данным Клавихо, в тот период в Самарканде проживало более полутораста тысяч человек различных сословий и вероисповеданий. " Среди этих людей были разные народы , — подчеркивал Клавихо, —  турки, арабы, мавры и другие, армянские и греческие католики, несториане и якобиты и те, которые совершают обряд крещения огнем на лице, то есть те христиане, которые имеют особые понятия в вере. Этих людей было столько, что они не могли поместиться ни в городе, ни на площадях и улицах, ни в селениях и за городом... их было удивительно много ". Несмотря на это, отмечает Клавихо, на северный берег Амударьи, то есть в Мавераннахр, пропускали всякого, кто хотел. Но покинуть Мавераннахр .