logo

О творчестве узбекских композиторов

Yuklangan vaqt:

10.08.2023

Ko'chirishlar soni:

0

Hajmi:

128.7138671875 KB
О творчестве 
узбекских 
композиторов                 Произведения узбекского 
композитора — достояние 
мирового искусства                 
(6 мая 2016)  Музыкальная общественность Узбекистана 
отмечает 100 — летие со дня рождения гениального 
композитора, блестящего наставника, верного друга и 
потрясающе солнечного, жизнерадостного человека, 
имя которому Сулейман Юдаков.

Его творчество – это, пожалуй, неисчерпаемая страница 
узбекского музыковедения, которое хранит в себе так 
много ценностей, что и сегодня поставить точку в их 
раскрытии еще сложно. Он вошел в историю как один 
из самых ярких представителей музыкального 
искусства Узбекистана XX столетия.                  
. А созданные Юдаковым произведения 
получили широкую известность и признание не 
только в нашей республике, но и далеко за ее 
пределами. Произведения композитора 
исполнялись в России и Эстонии, в Болгарии и 
Туркменистане, в Египте и Аргентине, во 
Франции и Польше. А один из факторов такой 
популярности – это живительный источник 
узбекского национального фольклора, который 
стал для Юдакова «родником музыкальных 
мыслей».                                  Судя по воспоминаниям современников композитора, 
Юдаков был одиноким и очень ранимым человеком, но, 
пожалуй, вряд ли кто-либо из композиторов Узбекистана 
может сравниться с ним в искусстве воплощения в 
музыке именно светлого, оптимистического 
мироощущения, передачи атмосферы праздника и 
торжества. Тому свидетельствуют многочисленные его 
произведения, в частности, комическая опера 
«Проделки Майсары», комический балет «Проделки 
Насреддина», которые к тому же являются пока 
единственными жанровыми формами музыкального 
театра Узбекистана.                 Классик узбекской музыки, Сулейман Юдаков писал 
национальную, и в то же время интернациональную 
музыку. О распространении его произведений в мировом 
масштабе говорит и тот факт, что его немеркнущая опера 
«Майсара» имеет богатую сценическую жизнь: она была 
поставлена на сценах восьми театров и переведена на 
семь языков мира. А его комический балет «Проделки 
Насреддина», премьера которого прошла в Ташкенте 
спустя 30 лет после его создания, фрагментарно облетел 
многие страны и ждет своего триумфа в ближайшем 
будущем.                 
Помимо блестящих знаний и использования в своем 
творчестве узбекского музыкального фольклора, в 
музыке Юдакова тесно переплетаются черты 
иранской, азербайджанской, и особенно таджикской 
музыки. В своих песнях и романсах композитор 
нередко опирается на слова таджикских поэтов и на 
таджикскую интонационную основу. Интересным 
преломлением традиций узбекской и таджикской 
вокальной лирики является известный романс 
«Басандаст», который переводится как «Зачем 
заносишь меч?». Композитору выпала честь стать и 
автором Гимна Таджикистана, который исполняется и 
сегодня.                 Из оркестровых сочинений С.Юдакова, не перечисляя 
названия и достоинства других, следует отметить два 
шедевра: «Фестивальную увертюру» и «Хорезмское 
праздничное шествие», которые являются непременными 
номерами многих концертных программ как в 
Узбекистане, так и за его пределами. Вот что пишет по 
поводу первого шедевра замечательный дирижер Юрий 
Силантьев, исполнивший его в Москве: «Мне очень 
приятно было дирижировать «Фестивальной увертюрой». 
На мой взгляд, это великолепное произведение».                 Другое выдающееся оркестровое произведение 
С.Юдакова «Хорезмское праздничное шествие» — очень 
яркое и богатое колористическими красками сочинение. 
На сегодняшний день оно прочно вошло в репертуар 
молодого, талантливого дирижера, главного 
руководителя Национального симфонического оркестра 
Узбекистана, Азиза Шохакимова, который исполняет и 
пропагандирует музыку Юдакова и за пределами нашей 
республики. Дирижер щедро делится своими мыслями и 
впечатлениями об этом произведении: «Хорезмское 
праздничное шествие» – одно из любимых моих 
произведений.                    Я много раз исполнял его в России, и каждый раз 
публика встречала его благодарными 
аплодисментами. Задумано мною исполнение 
«Хорезмского праздничного шествия» и в Монте-
Карло, в Монако. Мне запомнился случай, когда 
спустя несколько лет после исполнения этого 
опуса в России, я встретил гобоиста из 
Молодежного оркестра Поволжья, с которым мы 
играли это произведение, и тот, в качестве 
приветствия, исполнил наизусть свое соло из 
него. Это оставило во мне самые теплые 
воспоминания».                 Кроме того, в феврале 2016 года в концертном 
зале «Туркистон» в Ташкенте прошел концерт с 
участием великолепного скрипача Сергея 
Крылова и дирижера Азиза Шохакимова, где, 
помимо скрипичного концерта Чайковского 
прозвучало и «Хорезмское праздничное шествие» 
С.Юдакова. Это говорит о том, что творчество 
великого классика узбекской музыки любимо и 
живо.                 К 100-летнему юбилею Сулеймана Юдакова 
приурочены конференция и концерт, 
которые при содействии членов Союза 
композиторов, состоятся 14 апреля в 
Государственной консерватории 
Узбекистана, чтобы отдать дань великому 
гению узбекского народа.                 
О творчестве узбекских 
композиторов

О творчестве узбекских композиторов

Произведения узбекского композитора — достояние мирового искусства

 (6 мая 2016)  Музыкальная общественность Узбекистана отмечает 100 — летие со дня рождения гениального композитора, блестящего наставника, верного друга и потрясающе солнечного, жизнерадостного человека, имя которому Сулейман Юдаков.  Его творчество – это, пожалуй, неисчерпаемая страница узбекского музыковедения, которое хранит в себе так много ценностей, что и сегодня поставить точку в их раскрытии еще сложно. Он вошел в историю как один из самых ярких представителей музыкального искусства Узбекистана XX столетия. 

 . А созданные Юдаковым произведения получили широкую известность и признание не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Произведения композитора исполнялись в России и Эстонии, в Болгарии и Туркменистане, в Египте и Аргентине, во Франции и Польше. А один из факторов такой популярности – это живительный источник узбекского национального фольклора, который стал для Юдакова «родником музыкальных мыслей».