logo

O творчестве узбекского композитора Мутала Бурханова

Yuklangan vaqt:

10.08.2023

Ko'chirishlar soni:

0

Hajmi:

216.7509765625 KB
O  творчестве 
узбекского 
композитора Мутала 
Бурханова Литература :
Музыкальный энциклопедический 
словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: 
Советская энциклопедия, 1990. — с. 87 — 
ISBN 5-85270-033-9
Виноградов В., Народные хоры М. 
Бурханова, «Советская музыка», 1953, № 
2.
Янов-Яновская Н. С., М. Бурханов: Время, 
жизнь, творчество. Ташкент, 1999. ПЛАН :
1. Биография
2. Фильмография
3. Сочинения
4. Награды  1.
Мутаваккиль (Муталь) Музаййинович Бурханов родился 5 
мая1916 года в Бухаре в семье мударриса - преподавателя 
медресе. Большую роль в его воспитании сыграли дяди по 
отцу и мать, принадлежавшая к аристократическому роду. 
Практически он рос в среде традиционной бухарской 
интеллигенции, где досуг проводили в чтении 
классической поэзии на фарси и тюрки, в музицировании, 
в содержательных беседах, что не могло не сказаться на 
его интересах. В восемь лет он начал занятия на танбуре, 
сначала дома, а затем в первом бухарском музыкальном 
учебном заведении, открытом по инициативе Фитрата По словам председателя Союза композиторов 
Узбекистана Рустама Абдуллаева, развитию 
таланта Мутала Бурханова способствовало 
общение с лучшими людьми его времени. В 
детские годы он был близко знаком с Фитратом 
и часто бывал в его доме, где встречался с 
Чулпаном, Гафуром Гулямом, Хамидом 
Алимджаном, известными музыкантами, 
исполнителями и музыковедами Бухары, 
Самарканда, Ферганы и Ташкента. Игре на танбуре Мутал Бурханов учился сначала у 
дяди Мукаммила Бурханова, затем — у 
известного танбуриста Ота Гиёса Абдугани. Они, а 
затем преподаватели действовавшего в 
Самарканде института музыки и хореографии 
Узбекистана Ота Жалол Носиров, Абдукодир 
Исмоилов и Абдурахмон Умаров отметили 
уникальный талант Мутала и начали серьезно 
заниматься с ним. С 1928 года М. Бурханов продолжает занятия 
музыкой в Самарканде во вновь созданном 
Институте музыки и хореографии Узбекистана 
(ИНМУЗХОРУЗ), сочетавшем функции учебного 
заведения и научно-исследовательского института 
(сейчас это Научно-исследовательский институт 
искусствознания Академии художеств Узбекистана, 
в 1931 году переведенный в Ташкент - новую 
столицу республики). Серьезные занятия М. Бурханова композицией 
осуществлялись в годы учебы (1935-1939) в 
узбекской студии Московской консерватории под 
руководством профессора С. Василенко.
В годы Второй мировой войны он был в рядах 
бойцов, сражавшихся против фашизма. Получив 
серьезное ранение, вернулся в Ташкент и занялся 
творческой деятельностью. На другом уровне занятия возобновились в 
1947 году, когда М. Бурханов был уже 
автором Государственного гимна 
Узбекистана, создателем целого ряда 
популярных песен и романсов, музыки для 
театральных постановок. А диплом 
Московской консерватории по 
специальности композитор он получил в 
1949 году. В 1955-1960 годы М. Бурханов возглавил Союз 
композиторов республики. В 1964 году был удостоен 
звания "Заслуженный деятель искусств Узбекистана". 
Его творческий и организаторский вклад в развитие 
узбекской музыкальной культуры был отмечен 
высокими правительственными наградами 
независимой республики. Он был награжден 
орденами "Буюк хизматлари учун"(1998) и "Эл юрт 
ќурмати" (2001). И в жизни, и в творчестве 
Мутаваккиль Бурханов всегда оставался патриотом 
своей Родины и человеком исключительной 
требовательности к себе и к другим. Он всегда был 
примером для творческой молодежи. Последние годы жизни М. Бурханов провел на 
своей родине - в Бухаре, оставив нам 
биографические воспоминания. Кто, как не он, 
потерявший своих родных и близких, мог правдиво 
рассказать о тяжелых годах репрессий, о людях, 
составлявших цвет узбекской интеллигенции и 
погибших, будучи несправедливо объявленными 
врагами народа. Он часто говорил об этом, как о 
своем долге перед их памятью. И он исполнил этот 
долг незадолго до смерти..., не расставаясь при 
этом с музыкой, с проблемами ее развития.  2.
1953 — Бай и батрак
1956 — Авиценна
1957 — Рыбаки Арала
1958 — Очарован тобой
1961 — Отвергнутая невеста
1963 — Самолёты не приземлились
1964 — Жизнь прошла ночью
1968 — Поэма двух сердец 3.
опера «Алишер Навои» (1986, поставлена в 1990, Ташкент)
симфоническая сюита «Авиценна» (1957)
«Ода партии Ленина» (на стихи Xамида Гуляма, 1959)
кантата «Цветущий Узбекистан» для солистов, хора, симфонического оркестра 
(на стихи Xамида Алимджана и Уйгуна, 1949)
касыда «Алишеру Навои» для чтеца, солистов, хора и симфонического 
оркестра (на стихи Абдуллы Арипова, 1968)
романс «Голос сердца» для голоса и симфонического оркестра
сюита «Дочь Узбекистана» для симфонического оркестра (1938)
баллада «Огонь любви» для солиста и симфонического оркестра (на стихи 
Машраба, 1939)
романс-поэма «Имени её не знаю» для голоса и симфонического оркестра (на 
стихи Хафиза, 1979)
«Вечная память» для солистов, хора и симфонического оркестра (на стихи 
Абдурауфа Фитрата, Усмана Насыра, Абдулхамида Чулпана и Бурханова, 1996)
для хора без сопровождения «Сари кухи баланд», «Гузал кизга», «Бибигуль», 
«Зарра гул», «Чашми сиёх» и др.  4.
18 марта 1959 — орден Ленина
1959 — Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы
1964 — Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР
1964 — Государственная премия Каракалпакской АССР
1970 — Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы
1976 — Народный артист Узбекской ССР
1994 — медаль «Шухрат»[1]
1996 — Почётная грамота Республики Узбекистан[2]
1998 — орден «Буюк хизматлари учун»[3]
2001 — орден «Эл-юрт хурмати»

O творчестве узбекского композитора Мутала Бурханова

Литература : Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — с. 87 — ISBN 5-85270-033-9 Виноградов В., Народные хоры М. Бурханова, «Советская музыка», 1953, № 2. Янов-Яновская Н. С., М. Бурханов: Время, жизнь, творчество. Ташкент, 1999.

ПЛАН : 1. Биография 2. Фильмография 3. Сочинения 4. Награды

1. Мутаваккиль (Муталь) Музаййинович Бурханов родился 5 мая1916 года в Бухаре в семье мударриса - преподавателя медресе. Большую роль в его воспитании сыграли дяди по отцу и мать, принадлежавшая к аристократическому роду. Практически он рос в среде традиционной бухарской интеллигенции, где досуг проводили в чтении классической поэзии на фарси и тюрки, в музицировании, в содержательных беседах, что не могло не сказаться на его интересах. В восемь лет он начал занятия на танбуре, сначала дома, а затем в первом бухарском музыкальном учебном заведении, открытом по инициативе Фитрата