logo

Сотрудничество Японии и стран центральной Азии

Загружено в:

19.11.2024

Скачано:

0

Размер:

399.2158203125 KB
Сотрудничество Японии и стран 
центральной Азии Центральная Азия плюс Япония  — политическая	 инициатива	 Японии	 и	 
стран  Центральной	
 Азии:
•
Казахстана ,  Кыргызстана ,  Таджикистана  и  Узб
екистана ,	
 выраженная	 в виде	 диалога	 с целью	 
развития	
 	отношений	 	Японии	 	и 	стран	 
Центральной	
 	Азии	 	и 	вывода	 	их	 	на	 	новый	 
уровень,	
 а также	 в виде	 форума	 для	 развития	 
межрегиональной	
 	кооперации	 	(согласно	 
заявлению  Министерства	
 	иностранных	 	дел	 
Японии .  История создания и развития
•
28 августа   2004	 года  в  Астане  было	 объявлено	 о начале	 диалога	 
между	
 правительствами	 стран	 Центральной	 Азии	 и Японией.	 
Совместное	
 заявление	 включало	 в себя	 точки	 зрения	 по	 поводу	 
фундаментальных	
 принципов	 и ценностей,	 развитию	 отношений	 
региона	
 	с 	Японией,	 	внутрирегиональной	 	кооперацией	 	в 
Центральной	
 Азии	 и сотрудничеством	 на	 международной	 арене.	 
Были	
 выдвинуты	 четыре	 цели:
•
Укрепление	
 мира,	 стабильности	 и демократии	 в Центральной	 
Азии
•
Усиление	
 экономической	 мощи	 региона,	 проведение	 реформ	 и 
социальное	
 развитие	 региона
•
Усиление	
 	внутрирегиональной	 	кооперации	 	между	 	странами	 
Центральной	
 Азии
•
Развитие	
 	отношений	 	между	 	Центральной	 	Азии	 	с 	Японией	 	и 
мировым	
 сообществом
•
Дальнейшая	
 кооперация	 Японии	 со	 странами	 Центральной	 Азии История создания и развития
•
Как 	было	 	отмечено	 	в 	Ташкентском	 	выступлении	 
Кавагути,	
 Диалог	 стал	 «новым	 измерением»,	 а точнее	 
«опцией»	
 	многостороннего	 	сотрудничества	 	между	 
Японией	
 и	 Центральной	 Азией.	 В	 качестве	 же	 базовых	 
принципов	
 диалогового	 механизма	 были	 определены:	 
(1)	
 	уважая	 	многообразие;	 	(2)	 	конкуренция	 	и	 
координация;	
 (3)	 открытое	 сотрудничество.
•
Через	
 	год	 	участники	 	формата	 	утвердили	 	уже	 	пять	 
основных	
 	столпов	 	Диалога,	 	а 	именно:	 	(1)	 
политический	
 	диалог;	 	(2)	 	межрегиональное	 
сотрудничество;	
 	(3)	 	продвижение	 	бизнеса;	 	(4)	 
интеллектуальный	
 диалог	 и	 (5)	 гуманитарные	 обмены .  •
Кроме того,	 стороны	 определили	 10	 сфер,	 представлявших	 тогда	 
наибольший	
 	интерес	 	для	 	продвижения	 	внутрирегиональной	 
интеграции,	
 включая:	 (1)	 противодействие	 терроризму;	 (2)	 борьба	 с 
наркотраффиком;	
 (3)	 разминирование;	 (4)	 искоренение  бедности ;	 (5)	 
здравоохранение;	
 	(6)  охрана	 	окружающей	 	среды ;	 	(7)	 	водные	 
вопросы;	
 (8)	 энергетика;	 (9)	 торговля	 и инвестиции;	 (10)	 транспорт.
•
Анализ	
 деятельности	 Диалога	 показывает,	 что	 участники	 ДЦАЯ	 
продолжают	
 придерживаться	 заданных	 рамок.	 Начиная	 с 2004	 года,	 
по	
 линии	 Диалога	 было	 проведено	 более	 40	 встреч	 и мероприятий,	 в 
том	
 	числе	 	7 	на	 	уровне	 	министров,	 	13	 	на	 	уровне	 	старших	 
должностных	
 лиц	 (Замминистра	 иностранных	 дел	 или	 директор	 
политического	
 департамента	 МИД)	 и 11	 на	 уровне	 экспертов.	 В	 
математическом	
 	измерении	 	деятельность	 	Диалога	 	равна	 	2,7	 
мероприятиям	
 в год.
•
За	
 эти	 годы	 стороны	 смогли	 принять	 12	 итоговых	 документов,	 
включая	
 два	 Плана	 действий	 (2006	 и 2019	 гг.)	 и две	 дорожные	 карты	 
–	
 в области	 сельского	 хозяйства	 (2014	 г.),	 а также	 транспорта	 и 
логистики	
 (2017	 г.).	 К слову,	 базовый	 План	 действий	 2006	 года	 не	 
обновлялся	
 	с 	того	 	времени	 	и 	лишь	 	дополнялся	 	новыми	 
инициативами	
 по	 ранее	 определенным	 направлениям	 (2014,	 2017	 и 
2019	
 	гг.).	 	При	 	этом	 	обзор	 	Плана	 	действий	 	был	 	осуществлен	 
странами-участницами	
 Диалога	 всего	 лишь	 один	 раз. •
В  2006  году  в  рамках  Диалога  была  озвучена  идея 
проведения  первого  Саммита  стран  Центральной  Азии  и 
Японии  (аналогичный,  но  скрытый  по  характеру  месседж 
можно  найти  и  в  более  ранних  документах).  Однако  данная 
инициатива,  которая  вряд  ли  сегодня  бы  устроила  лидеров 
стран Центральной Азии, так и осталась на бумаге.
•
Кроме  того,  в  рамках  Диалога  неоднократно  звучали 
предложения  о  создании  единой  структуры  для  активизации 
деловых контактов. В итоге, Диалог смог лишь произвести на 
свет  две  менее  значимые  инициативы  –  Экономический 
форум  (в  настоящее  время  функционирует  в  виде  Бизнес 
диалога)  (2011  г.)  и  Рабочую  группу  (2014  г.),  чья  работа,  к 
сожалению, не имеет четкой и регулярной основы.
•
Очевидно,  что  данные  факты  могут  свидетельствовать  о 
желании  сторон,  а  именно  стран  Центральной  Азии 
ограничить  количество  участвующих  сторон  и 
сфокусироваться  на  развитии  политического  диалога  и 
экономического  партнерства  с  Японией.  Однако,  как  видно, 
не  все  инициативы,  озвученные  в  рамках  Диалога, 
пользуются полной поддержкой сторон.   •
За 15	 лет	 Япония	 также	 неоднократно	 пыталась	 обозначить	 свою	 
роль	
 в данном	 процессе.	 Вначале	 Япония	 позиционировала	 себя	 в 
качестве	
 «натурального	 партнера»	 стран	 Центральной	 Азии.	 Чуть	 
позже	
 в японском	 дипломатическом	 лексиконе	 появился	 термин	 
«катализатор»,	
 	который	 	японские	 	политики	 	и 	дипломаты	 
продолжают	
 использовать	 и по	 сей	 день.
•
На	
 	начальном	 	этапе	 	Кавагути	 	отказалась	 	от	 	использования	 
"чековой	
 	книжки"	 	в 	рамках	 	диалога.	 	Однако,	 	в 	2017	 	году	 
предыдущий	
 	глава	 	японского	 	МИД	 	заявил	 	о 	намерении	 	Токио	 
профинансировать	
 	транспортные	 	и 	логистические	 	проекты	 	в 
регионе.	
 	В	 	2014	 	году	 	Токио	 	также	 	выразило	 	готовность	 
финансировать	
 	региональные	 	проекты,	 	связанные	 	с 	развитием	 
тысячелетия.	
 В	 ходе	 совещания	 на	 уровне	 старших	 должностных	 
лиц	
 были	 закреплены	 функции	 по	 обзору	 и мониторингу	 проектов.	 
Некоторые	
 	эксперты	 	видят	 	в 	этом	 	диалоге	 	попытку	 	Японии	 
конкурировать	
 с Россией	 и Китаем,	 но	 в итоговых	 документах	 не	 
содержится	
 	прямых	 	указаний	 	на	 	другие	 	страны.	 	В	 	2019	 	году	 
страны	
 	Центральной	 	Азии	 	согласовали	 	свои	 	позиции	 	с 	США,	 
Южной	
 Кореей,	 Европейским	 союзом	 и Японией.	 В	 сентябре	 2023	 
года	
 МИД	 Японии	 и МИД	 Казахстана	 договорились	 о проведении	 
саммита	
 Центральная	 Азия	 - Япония	 в следующем	 году.

Сотрудничество Японии и стран центральной Азии

Центральная Азия плюс Япония  — политическая  инициатива  Японии  и   стран  Центральной  Азии: • Казахстана ,  Кыргызстана ,  Таджикистана  и  Узб екистана ,  выраженная  в виде  диалога  с целью   развития   отношений   Японии   и  стран   Центральной   Азии   и  вывода   их   на   новый   уровень,  а также  в виде  форума  для  развития   межрегиональной   кооперации   (согласно   заявлению  Министерства   иностранных   дел   Японии .

История создания и развития • 28 августа   2004  года  в  Астане  было  объявлено  о начале  диалога   между  правительствами  стран  Центральной  Азии  и Японией.   Совместное  заявление  включало  в себя  точки  зрения  по  поводу   фундаментальных  принципов  и ценностей,  развитию  отношений   региона   с  Японией,   внутрирегиональной   кооперацией   в  Центральной  Азии  и сотрудничеством  на  международной  арене.   Были  выдвинуты  четыре  цели: • Укрепление  мира,  стабильности  и демократии  в Центральной   Азии • Усиление  экономической  мощи  региона,  проведение  реформ  и  социальное  развитие  региона • Усиление   внутрирегиональной   кооперации   между   странами   Центральной  Азии • Развитие   отношений   между   Центральной   Азии   с  Японией   и  мировым  сообществом • Дальнейшая  кооперация  Японии  со  странами  Центральной  Азии

История создания и развития • Как  было   отмечено   в  Ташкентском   выступлении   Кавагути,  Диалог  стал  «новым  измерением»,  а точнее   «опцией»   многостороннего   сотрудничества   между   Японией  и  Центральной  Азией.  В  качестве  же  базовых   принципов  диалогового  механизма  были  определены:   (1)   уважая   многообразие;   (2)   конкуренция   и   координация;  (3)  открытое  сотрудничество. • Через   год   участники   формата   утвердили   уже   пять   основных   столпов   Диалога,   а  именно:   (1)   политический   диалог;   (2)   межрегиональное   сотрудничество;   (3)   продвижение   бизнеса;   (4)   интеллектуальный  диалог  и  (5)  гуманитарные  обмены .

• Кроме того,  стороны  определили  10  сфер,  представлявших  тогда   наибольший   интерес   для   продвижения   внутрирегиональной   интеграции,  включая:  (1)  противодействие  терроризму;  (2)  борьба  с  наркотраффиком;  (3)  разминирование;  (4)  искоренение  бедности ;  (5)   здравоохранение;   (6)  охрана   окружающей   среды ;   (7)   водные   вопросы;  (8)  энергетика;  (9)  торговля  и инвестиции;  (10)  транспорт. • Анализ  деятельности  Диалога  показывает,  что  участники  ДЦАЯ   продолжают  придерживаться  заданных  рамок.  Начиная  с 2004  года,   по  линии  Диалога  было  проведено  более  40  встреч  и мероприятий,  в  том   числе   7  на   уровне   министров,   13   на   уровне   старших   должностных  лиц  (Замминистра  иностранных  дел  или  директор   политического  департамента  МИД)  и 11  на  уровне  экспертов.  В   математическом   измерении   деятельность   Диалога   равна   2,7   мероприятиям  в год. • За  эти  годы  стороны  смогли  принять  12  итоговых  документов,   включая  два  Плана  действий  (2006  и 2019  гг.)  и две  дорожные  карты   –  в области  сельского  хозяйства  (2014  г.),  а также  транспорта  и  логистики  (2017  г.).  К слову,  базовый  План  действий  2006  года  не   обновлялся   с  того   времени   и  лишь   дополнялся   новыми   инициативами  по  ранее  определенным  направлениям  (2014,  2017  и  2019   гг.).   При   этом   обзор   Плана   действий   был   осуществлен   странами-участницами  Диалога  всего  лишь  один  раз.