Сотрудничество Японии и стран центральной Азии
Сотрудничество Японии и стран центральной Азии
Центральная Азия плюс Япония — политическая инициатива Японии и стран Центральной Азии: • Казахстана , Кыргызстана , Таджикистана и Узб екистана , выраженная в виде диалога с целью развития отношений Японии и стран Центральной Азии и вывода их на новый уровень, а также в виде форума для развития межрегиональной кооперации (согласно заявлению Министерства иностранных дел Японии .
История создания и развития • 28 августа 2004 года в Астане было объявлено о начале диалога между правительствами стран Центральной Азии и Японией. Совместное заявление включало в себя точки зрения по поводу фундаментальных принципов и ценностей, развитию отношений региона с Японией, внутрирегиональной кооперацией в Центральной Азии и сотрудничеством на международной арене. Были выдвинуты четыре цели: • Укрепление мира, стабильности и демократии в Центральной Азии • Усиление экономической мощи региона, проведение реформ и социальное развитие региона • Усиление внутрирегиональной кооперации между странами Центральной Азии • Развитие отношений между Центральной Азии с Японией и мировым сообществом • Дальнейшая кооперация Японии со странами Центральной Азии
История создания и развития • Как было отмечено в Ташкентском выступлении Кавагути, Диалог стал «новым измерением», а точнее «опцией» многостороннего сотрудничества между Японией и Центральной Азией. В качестве же базовых принципов диалогового механизма были определены: (1) уважая многообразие; (2) конкуренция и координация; (3) открытое сотрудничество. • Через год участники формата утвердили уже пять основных столпов Диалога, а именно: (1) политический диалог; (2) межрегиональное сотрудничество; (3) продвижение бизнеса; (4) интеллектуальный диалог и (5) гуманитарные обмены .
• Кроме того, стороны определили 10 сфер, представлявших тогда наибольший интерес для продвижения внутрирегиональной интеграции, включая: (1) противодействие терроризму; (2) борьба с наркотраффиком; (3) разминирование; (4) искоренение бедности ; (5) здравоохранение; (6) охрана окружающей среды ; (7) водные вопросы; (8) энергетика; (9) торговля и инвестиции; (10) транспорт. • Анализ деятельности Диалога показывает, что участники ДЦАЯ продолжают придерживаться заданных рамок. Начиная с 2004 года, по линии Диалога было проведено более 40 встреч и мероприятий, в том числе 7 на уровне министров, 13 на уровне старших должностных лиц (Замминистра иностранных дел или директор политического департамента МИД) и 11 на уровне экспертов. В математическом измерении деятельность Диалога равна 2,7 мероприятиям в год. • За эти годы стороны смогли принять 12 итоговых документов, включая два Плана действий (2006 и 2019 гг.) и две дорожные карты – в области сельского хозяйства (2014 г.), а также транспорта и логистики (2017 г.). К слову, базовый План действий 2006 года не обновлялся с того времени и лишь дополнялся новыми инициативами по ранее определенным направлениям (2014, 2017 и 2019 гг.). При этом обзор Плана действий был осуществлен странами-участницами Диалога всего лишь один раз.