Реформы, осуществленные в сфере образования Узбекистана.
Реформы, осуществленные в сфере образования Узбекистана. 1. Процессы реформ, модернизации и интеграции в сфере образования. 2. Место и роль системы непрерывного образования. 3. Вопрос о подъеме образования на новую высоту.
Ли терату ра 1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Народное слово, 8 февраля 2017г. 2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 сентября 2017 года за № 3289 «О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования», Народное слово, 27 сентября 2017г. 3. Постановление Кабинета Министров Республики от 15 марта 2017 года за № 140 «Об утверждении Устава общего среднего образования», Народное слово, 15 марта 2017г. 4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года за № 187 «Об утверждении стандартов государственного образования в общеобразовательных,, средние-специальных учреждениях» 5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 апреля 2016 года за № 107 «О порядке аттестации педагогических кадров в дошкольных, общеобразовательных, средние-специальных образовательных учреждениях». 6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» ПП-2909 от 20 апреля 2017г. Народное слово, 21 апреля 2017г. 7. Мирзиёев Ш.М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Ташкент: Узбекистан,2016. 8. Андреева А.С. Формирование системы профессионального воспитания обучающихся в условиях непрерывного образования// Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С.34-38. 9. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций// Профессиональное образование и рынка труда. 2016. №3. С.26-28.
Электронные образовательные ресурсы 1. http://www.edu.uz – Сайт Министерства высшего и средне-специального образования Республики Узбекистан. 2. http:www.uzedu.uz – Сайт Министерства народного образования Республики Узбекистан. 3. http://www.president.uz – Портал Президента Республики Узбекистан. 4. http://www.gov.uz – Портал Правительства Республики Узбекистан. 5. http://www.xs.uz – Сайт газеты народное слово. 6. http://www.lex.uz – Сайт сведений национальной базы правовых документов Республики Узбекистан.
Историю образования можно условно разделить на четыре этапа: 1. Про систему образования в Центральной Азии до прихода арабов мы знаем по греческим источникам и Авесте. По сообщению Прокопия при каждом храме, даже в отдаленных районах существовала школа, где обучались мальчики с 5-летнего возраста азбуке и счету. Но начиная с 8 века Арабский халифат полностью взял регион под контроль и стал распространять исламскую религию. Вскоре эта религия стала основой новой системы образования. Если до арабов существовала в основном только начальное образование, то при них кроме мактабов стали открывать и медресе. Вначале наряду с религиозным образованием большое внимание уделялось и естественным дисциплинам. Во многом благодаря этому состоялось Среднеазиатское Возрождение.
2. Ничего не менялось до второй половины 19 века, пока Российская империя не захватила Центральную Азию. Но старая система образования была сохранена. Для усиления своего влияния российские власти начинают строить в регионе так называемые русско-туземные школы, где дети по три года учились на русском языке.. В старометодных школах ученики держали в руках священную книгу, запоминали, как выглядят определенные слова, и должны были, по сути, сами додумывать, как использовать все буквы и их сочетания. Реформатор Гаспринский применил к арабскому языку европейскую буквенно-слоговую систему. С этой методикой дети учили не слова, а буквы и слоги, и вместо трех лет они начинали читать всего за несколько месяцев. Движение, которое началось в мусульманской среде, стали называть джадидизмом.