logo

Реформы, осуществленные в сфере образования Узбекистана.

Загружено в:

16.11.2024

Скачано:

0

Размер:

86.33984375 KB
Реформы, осуществленные в сфере образования 
Узбекистана.
1. Процессы  реформ,  модернизации  и  интеграции  в  сфере 
образования.
2. Место и роль системы непрерывного образования.
3. Вопрос о подъеме образования на новую высоту.              Ли терату ра
1. Стратегия  действий  по  пяти  приоритетным  направлениям    развития  Республики  Узбекистан  на  2017-2021  годы. 
Народное слово, 8 февраля 2017г.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 сентября 2017 года за № 3289 «О мерах по дальнейшему 
совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования», 
Народное слово, 27 сентября 2017г.
3. Постановление Кабинета Министров Республики от 15 марта 2017 года за № 140 «Об утверждении Устава общего 
среднего образования», Народное слово, 15 марта 2017г.
4. Постановление  Кабинета  Министров  Республики    Узбекистан  от  6  апреля  2017  года  за  №  187  «Об  утверждении 
стандартов государственного образования в общеобразовательных,, средние-специальных  учреждениях»
5. Постановление  Кабинета  Министров  Республики    Узбекистан  от  7  апреля  2016  года  за  №  107  «О  порядке   
аттестации  педагогических  кадров  в  дошкольных,  общеобразовательных,  средние-специальных      образовательных 
учреждениях». 
6. Постановление  Президента  Республики  Узбекистан  «О  мерах  по  дальнейшему  развитию  системы  высшего 
образования» ПП-2909 от 20 апреля 2017г. Народное слово, 21 апреля 2017г.
7. Мирзиёев  Ш.М.  Мы  все  вместе  построим  свободное,  демократическое  и  процветающее  государство  Узбекистан. 
Ташкент: Узбекистан,2016.
8. Андреева  А.С.  Формирование  системы  профессионального  воспитания  обучающихся  в  условиях  непрерывного 
образования// Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С.34-38.
9. Ахмедов  А.Э.,  Смольянинова  И.В.,  Шаталов  М.А.  Система  непрерывного  образования  как  драйвер 
совершенствования  профессиональных  компетенций//  Профессиональное  образование  и  рынка  труда.  2016.  №3. 
С.26-28.              Электронные образовательные  ресурсы
1. http://www.edu.uz   –  Сайт  Министерства  высшего  и  средне-специального 
образования Республики Узбекистан.
2. http:www.uzedu.uz   –  Сайт  Министерства  народного  образования  Республики 
Узбекистан.
3. http://www.president.uz   –  Портал Президента Республики Узбекистан.
4. http://www.gov.uz   –   Портал Правительства Республики Узбекистан.
5. http://www.xs.uz   – Сайт газеты народное слово.
6. http://www.lex.uz   –  Сайт  сведений  национальной  базы  правовых  документов 
Республики Узбекистан.              Историю образования можно условно разделить 
на четыре этапа:
1. Про систему образования в Центральной Азии до прихода арабов мы 
знаем  по  греческим  источникам  и  Авесте.    По  сообщению  Прокопия 
при  каждом  храме,  даже  в  отдаленных  районах  существовала  школа, 
где обучались мальчики с 5-летнего возраста азбуке и счету. Но начиная 
с 8 века Арабский халифат полностью взял регион под контроль и стал 
распространять исламскую религию. Вскоре эта религия стала основой 
новой  системы  образования.  Если  до  арабов  существовала  в  основном 
только  начальное  образование,  то  при  них  кроме  мактабов  стали 
открывать    и  медресе.    Вначале  наряду  с  религиозным  образованием 
большое внимание уделялось и естественным дисциплинам. Во многом 
благодаря этому состоялось Среднеазиатское Возрождение.               2.  Ничего  не  менялось  до  второй  половины  19  века,  пока  Российская  империя  не 
захватила   Центральную  Азию.  Но  старая  система  образования  была  сохранена. 
Для усиления своего влияния  российские власти начинают строить в регионе так 
называемые  русско-туземные  школы,  где  дети  по  три  года  учились  на  русском 
языке.. 
В  старометодных  школах  ученики  держали  в  руках  священную  книгу, 
запоминали,  как  выглядят  определенные  слова,  и  должны  были,  по  сути,  сами 
додумывать,  как  использовать  все  буквы  и  их  сочетания.  Реформатор 
Гаспринский  применил  к  арабскому  языку  европейскую  буквенно-слоговую 
систему.  С  этой  методикой  дети  учили  не  слова,  а  буквы  и  слоги,  и  вместо  трех 
лет они начинали читать всего за несколько месяцев.
Движение,  которое  началось  в  мусульманской  среде,  стали  называть 
джадидизмом.               3.  Практически  с  самого  своего  появления  Советский  Союз  начал 
строит социалистическое общество, одной из задач которого было 
воспитание  народа  в  духе  коммунистической  идеологии.  Для 
этого надо было двигаться в сторону всеобщего образования. 
По всей стране появлялись школы, открывались техникумы 
и  университеты.  Советская  система  образования  сильно 
отличалась  от  той,  что  была  до  или  после.  Она  была  слишком 
идеологизирована.  Не  только  гуманитарные,  но  и  естественные 
дисциплины  были  направлены  на  формирование  марксистско-
ленинского мировоззрения  
Большая  часть  средних  школ  была  общеобразовательная. 
Они  не  давали  профессиональное  образование,  а  готовили  для 
поступления в вузы. Но места в вузах были ограничены.              4. После приобретении независимости начался переходной период
В  переходный  период  Узбекистан  перенял  советскую  систему 
образования  1988  года.  Но  в  тоже  время  стали  появляться  гимназии,  колледжи  и 
лицеи.  В  системе  были  изменены  идеологические  ориентиры.  Главной  задачей 
стало воспитание молодежи в духе национальной идеологии. 
С  первых  лет  независимости  руководство  страны  обозначило 
приоритетность  образования  в  числе  ключевых  направлений  реформ  и  запустило 
в действие масштабный план его развития. Основу его предопределили «Закон об 
образовании»  и  Национальная  программа  по  подготовке  кадров,  принятие  в  1997 
году.  В  соответствии  с  ней  инициировали  коренное  обновление  прежде  всего 
школьного  обучения,  а  также  создали  новый  тип  учреждений  — 
профессиональные  колледжи  и  академические  лицеи.  В  последующем 
модернизация затронула высшее образование.              За  годы  независимости  проделана  огромная  по  масштабам  и 
глубине  работа  по  кардинальному  обновлению  и  модернизации 
сферы  образования.  Вновь  построены,  капитально 
реконструированы  и  оснащены  современным  учебно-лабораторным 
оборудованием  около  9,5  тысячи,  то  есть  практически  все 
действующие  в  стране  школы,  реализованы  кардинальные  меры  по 
качественному  и  методическому  обновлению  учебного  процесса. 
Построено  свыше  1500  новых  профессиональных  колледжей  и 
академических лицеев.               В  настоящее  время  все  образовательные,  научные,  культурно-
просветительские учреждения страны, а их более 12 тысяч, подключены 
к  Образовательному  порталу,  который  содержит  более  25  тыс.  учебно-
образовательных материалов и ресурсов.
Сегодня обычном делом стали регулярные видеоконференции, но 
еще  несколько  лет  назад  их  проведение  было  в  новинку.  Для  вузов  все 
изменил  запуск  единой  корпоративной  компьютерной  сети 
«Электронное образование». При министерстве открыт Центр внедрения 
электронного  образования  в  образовательных  учреждениях.  Стартовало 
и  формирование  общей  ресурсной  базы  за  счет  создания  цифровых 
библиотек,  систематически  пополняемых  учебниками,  методическими 
пособиями,  мультимедийными  курсами  и  другими  материалами.  На 
новый  уровень  вышло  международное  сотрудничество,  в  том  числе  в 
области внедрения передовых методик обучения иностранным языкам.               В  2005  году  в  Узбекистане  было  принято  решение  ввести  12-
летнее  обязательное  среднее  образование  вместо  11-летнего.  Оно 
подразумевала  собой  9  лет  в  школе  и  3  года  в  профессиональном 
колледже  или  лицее».  При  этом  руководство  Узбекистана  имело 
благие  намерения.  Предусматривалось,  что  каждый  выпускник  будет 
иметь  одновременно  и  среднее  и  профессиональное  образование.  Все 
техникумы,  профтехучилища  были  преобразованы  в  колледжи. 
Одновременно  были  созданы  новые  лицеи  и  колледжи.  Они 
открывались  даже  в  отдаленных  районах.  Расходовались  большие 
средства  для  укрепления  материально-технической  базы,  практически 
все  лицеи  и  колледжи,  за  редким  исключением  размещались  в  новых 
или  полностью  реконструированных  зданиях.    Некоторые  лицеи  и 
колледжи  оправдали  возложенные  на  них  надежды.  Благодаря  этому 
система даже получила мировое признание.                Но вскоре выявились недостатки этой системы. 
1. Качество  образования  во  многих    колледжах,  особенно  в  сельских  местностях, 
было  низким,  поэтому  подготовленные  ими  кадры  зачастую  оказывались 
невостребованными;
2. В  сельских  местностях  и  в  отдаленных  районах  количество  колледжей  было 
ограничено.  В  результате  возникали  трудности  для  подростков  этих  мест  при 
выборе  нужных  специальностей.  Многие  из  них  зачислялись  в  колледжи  по 
непривлекательным  для  них  специальностям.  В  результате  их  обучение  носило 
чисто формальный характер. 
3. Ежегодно лицеи и колледжи заканчивали около миллиона человек. Из них только 
10% попадали в ВУЗы. Соответственно ежегодно было необходимо создание один 
миллион  новых  рабочих  мест.    На  практике  этого  не  происходило.    В  результате 
создавались липовые рабочие места. Иногда одну штатную единицу делили на 10 
частей. Это являлось еще одной базой коррупционных схем и приписок; 
4. Имелись  трудности  психологического  характера.  В  самом  трудном  подростковом 
возрасте дети подвергались стрессу из-за смены коллектива.              В  связи  с  этим  злободневной  задачей  дня  стало 
дальнейшее  совершенствование  системы  образования 
Узбекистана.  Большое  внимания  проблемам  улучшения 
работы  образовательных  учреждений  уделяется  в 
Стратегии  действий  по  развитию  Узбекистана.  Кроме 
этого,  в  целях  повышения  эффективности  работы 
образовательных  учреждений,  улучшения  качества 
образовательного процесса в последние годы приняты ряд 
законодательных актов.               В  частности,  Постановление  Президента  Республики  Узбекистан  от 
26  сентября  2017  года  за  №  3289  «О  мерах  по  дальнейшему 
совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации 
работников  народного  образования»,  Постановление  Кабинета  Министров 
Республики  от  15  марта  2017  года  за  №  140  «Об  утверждении  Устава  общего 
среднего  образования»,  Постановление  Кабинета  Министров  Республики   
Узбекистан  от  6  апреля  2017  года  за  №  187  «Об  утверждении  стандартов 
государственного  образования  в  общеобразовательных,  средне-специальных   
учреждениях»,  Постановление Кабинета Министров Республики  Узбекистан 
от  7  апреля  2016  года  за  №  107  «О  порядке    аттестации  педагогических 
кадров  в  дошкольных,  общеобразовательных,  средние-специальных     
образовательных  учреждениях»,  Постановление  Президента  Республики 
Узбекистан  «О  мерах  по  дальнейшему  развитию  системы  высшего 
образования» ПП-2909 от 20 апреля 2017г.
 
Наиболее важным среди новшеств является возвращение  к 11 летней 
системе среднего общего образования              11-летнее  образование  не  является  простым  повторением  схемы  школьного 
образования  первых  лет  независимости  Узбекистана.  Новая  система  школьного 
образования  формируется  с  учетом  ошибок  предыдущего  этапа  реформы.  Исходя  из 
необходимости профессионального воспитания школьной молодежи, в течение 5 дней 
недели  учащиеся  должны  изучать  общеобразовательные  дисциплины  и  один  день 
должны получать профессиональные навыки. При этом эти навыки они должны были 
приобретать  в  специально  созданных  учебно-производственных  центрах  созданных 
на базе колледжей, в основном на платной основе. К 2018 году на базе 615 колледжей 
были созданы такие центры для обслуживания 6956 школ. В отдаленных районах для 
2703  школ,  находящихся  на  большом  расстоянии  от  колледжей  в  1103  школах,  были 
организованы такие же центры. Но время показало, что и эта форма не учитывает все 
обстоятельства  получения  навыков.  Поэтому  уже  к  2019  году  и  от  него  отказались.  В 
настоящее  время  приоритетом  является  платная  форма  профессионального 
образования.      Резко  сократилось  и  количество  колледжей.  Остались  только  те 
колледжи,  которые  имели  достаточно  хорошую  материально  –  техническую  базу  и 
высокий профессиональный уровень преподавателей. На базе 7 колледжей открылись 
3  филиала  ВУЗов  и  1  ВУЗ.  Пересмотрена  система  переподготовки  и  повышения 
квалификации учителей.               В годы независимости была реформирована и система высшего образования.  Как 
известно  высшее  образование  Узбекистана  является  двух  уровневой.  На  первом  уровне  – 
бакалавриате  студенты  получают  образование  по  избранной  специальности.  А  в 
магистратуре  приобретают  навыки  научно-исследовательской  работы.  До  2016  года  в 
ВУЗы  поступали  только  9-10%  выпускников  школ,  лицеев  и  колледжей.  К  2018  году  этот 
показатель  довели  до  15%.  а  в  2019  году  до  20  %.  В  2020  году  охват  вузами  выпускников 
школ  должен  дойти  до  25%.  Но  и  этого  мало.  Ибо    уровень  ведущих  стран  по  этому 
показателю доходит до 90 %.  
Глава  государства  объявил  2020-й  –  Годом  развития  науки,  просвещения  и 
цифровой экономики. 
Намечается  укрепление  материально-технической  базы  всех  образовательных 
учреждений.  Поставлена  задача  создания  630  средне-специальных  образовательных 
учреждений  –  техникумов  и  колледжей.  К  2020  году  в  стране  работали  117  высших 
учебных  заведений  и  их  филиалов.  Намечено  также  увеличить  в  течение  ближайших  трех 
лет количество грантовых мест 2 раза.  Поставлены задачи по подъему сферы образования 
до  уровня  лучших  мировых  стандартов.  10  вузов  будут  переведены  на 
самофинансирование.  5  вузов  по  конкурсу  отобраны  для  их  трансформации  до  уровня   
лучших мировых вузов.

Реформы, осуществленные в сфере образования Узбекистана. 1. Процессы реформ, модернизации и интеграции в сфере образования. 2. Место и роль системы непрерывного образования. 3. Вопрос о подъеме образования на новую высоту.

Ли терату ра 1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Народное слово, 8 февраля 2017г. 2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 сентября 2017 года за № 3289 «О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования», Народное слово, 27 сентября 2017г. 3. Постановление Кабинета Министров Республики от 15 марта 2017 года за № 140 «Об утверждении Устава общего среднего образования», Народное слово, 15 марта 2017г. 4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года за № 187 «Об утверждении стандартов государственного образования в общеобразовательных,, средние-специальных учреждениях» 5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 апреля 2016 года за № 107 «О порядке аттестации педагогических кадров в дошкольных, общеобразовательных, средние-специальных образовательных учреждениях». 6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» ПП-2909 от 20 апреля 2017г. Народное слово, 21 апреля 2017г. 7. Мирзиёев Ш.М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Ташкент: Узбекистан,2016. 8. Андреева А.С. Формирование системы профессионального воспитания обучающихся в условиях непрерывного образования// Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С.34-38. 9. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций// Профессиональное образование и рынка труда. 2016. №3. С.26-28.

Электронные образовательные ресурсы 1. http://www.edu.uz – Сайт Министерства высшего и средне-специального образования Республики Узбекистан. 2. http:www.uzedu.uz – Сайт Министерства народного образования Республики Узбекистан. 3. http://www.president.uz – Портал Президента Республики Узбекистан. 4. http://www.gov.uz – Портал Правительства Республики Узбекистан. 5. http://www.xs.uz – Сайт газеты народное слово. 6. http://www.lex.uz – Сайт сведений национальной базы правовых документов Республики Узбекистан.

Историю образования можно условно разделить на четыре этапа: 1. Про систему образования в Центральной Азии до прихода арабов мы знаем по греческим источникам и Авесте. По сообщению Прокопия при каждом храме, даже в отдаленных районах существовала школа, где обучались мальчики с 5-летнего возраста азбуке и счету. Но начиная с 8 века Арабский халифат полностью взял регион под контроль и стал распространять исламскую религию. Вскоре эта религия стала основой новой системы образования. Если до арабов существовала в основном только начальное образование, то при них кроме мактабов стали открывать и медресе. Вначале наряду с религиозным образованием большое внимание уделялось и естественным дисциплинам. Во многом благодаря этому состоялось Среднеазиатское Возрождение.

2. Ничего не менялось до второй половины 19 века, пока Российская империя не захватила Центральную Азию. Но старая система образования была сохранена. Для усиления своего влияния российские власти начинают строить в регионе так называемые русско-туземные школы, где дети по три года учились на русском языке.. В старометодных школах ученики держали в руках священную книгу, запоминали, как выглядят определенные слова, и должны были, по сути, сами додумывать, как использовать все буквы и их сочетания. Реформатор Гаспринский применил к арабскому языку европейскую буквенно-слоговую систему. С этой методикой дети учили не слова, а буквы и слоги, и вместо трех лет они начинали читать всего за несколько месяцев. Движение, которое началось в мусульманской среде, стали называть джадидизмом.