logo

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ (СРАВНИТЕЛНЫЙ АНАЛИЗ)

Yuklangan vaqt:

10.08.2023

Ko'chirishlar soni:

0

Hajmi:

4729.7626953125 KB
С	У	Д	Е	Б	Н	А	Я	 С	И	С	Т	Е	М	А	 С	Р	Е	Д	Н	Е	Й	 А	З	И	И	 В	 К	О	Н	Ц	Е	 	
X	I	X	 –	 Н	А	Ч	А	Л	Е	 X	X	 В	В	 (	С	Р	А	В	Н	И	Т	Е	Л	Н	Ы	Й	 А	Н	А	Л	И	З	)   СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ:
•   ВВЕДЕНИЕ
• АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX 
ВЕКА
• СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В ПЕРИОД ЦАРСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА: 
ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ
• СУЩНΟСТЬ КАРАТЕЛЬНΟЙ ПΟЛИТИКИ ЦАРСКΟЙ РΟССИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И МЕРЫ 
НАКАЗАНИЯ
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ВВЕДЕНИЕ
• Встав  на  путь  коренных  преобразований,  суверенный  узбекистан  в  основе  стратегии  самобытного 
национального  развития  выдвинул  задачу  достижения  высокой  духовности,  формирования  духовно 
здорового  общества.  Независимость  дала  мощный  импульс  развитию  и  преобразованию  экономики, 
социальной  сферы  всех  сторон  жизни  нашего  общества.  Сегодня  общественные  науки  Узбекистана  во 
многом  избавились  от  идеологических  наслоений  тоталитарного  прошлого.  В  области  исторической 
пауки  идет  активный  процесс  возрождения  объективной  правды.  В  широком  спектре 
обществоведческих  проблем,  актуализированных  потребностями  современного  исторического 
развития, принципиальное значение имеет судебная система Средней  Азии в конце XIX - начале XX вв.   НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
• Комплексного изучения социально    
правовых, духовных условий жизни 
нашего народа, отношения 
общеимперской колониальной власти к 
административному устройству и 
судебной системе среднеазиатских 
государств обуславливается следующими 
факторами: • Во-первых,  успешная  теоретическая  разработка  современных  законодательно-правовых 
положений  немыслима  без  знания,  исследования,  анализа  и  обобщения  исторического 
опыта.  Изучение  истории  судопроизводства  не  только  способствует  более  глубокому  и 
правильному  пониманию  сложного  процесса  становления  и  развития  законодательства  в 
нашей республике, но и позволит выявить те особенности, которые связаны с отечественной 
социально-экономической, культурной и национальной спецификой.
• Во-вторых,  критическое  переосмысление  опыта  деятельности  царской  россии  по  решению 
проблем  реформирования  судебной  системы  способствует  углублению  научных  знаний  о 
характере истории развития государственности узбекистана.
• В-третьих  исследование  практики  применения  мусульманского  права  казийскими  и 
бийскими  судами,  и  их  соотношение  с  учрежденными  в  крае  общеимперскими  судами, 
позволяет  раскрыть  сущность  нововведений  в  судоустройство  края  и  всей  палитры 
репрессивных средств, примененных колониальной властью по установлению протектората, 
и  насильственному  принуждению  к  модернизации  туркестанского  общества  на  западный 
лад.  СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
• К  настоящему  времени  имеется  достаточно 
обширная  по  характеру  подходов  и  содержанию 
литература,  включающая  монографии,  обобщающие 
труды, брошюры и статьи.
• Опираясь  на  новые  концептуально-
методологические подходы и проанализировав работы, 
освещающие  изучаемую  тему,  мы  считаем, 
целесообразным условно разделить их на три группы: первая
•
включает в себя 
публикации, 
созданные на 
этапе царского 
колониализма вторая
•
объединяет 
издания, 
написанные в 
советский период третья
•
формирующаяся 
сегодня, 
содержит 
исследования 
эпохи 
независимости 
Узбекистана        во- первых комплексное изучение 
административной системы управления в 
среднеазиатских ханствах: истории и 
сущности судебной системы и карательной 
политики царской империи в конце XIX - 
начале XX вв во- вторых проведение сравнительного 
анализа деятельности новых, учрежденных 
русской администрацией судебных органов 
в Туркестане с существовавшими в крае, 
Бухарском эмирате и Хивинском ханстве 
казийскими и бийскими судами
в-третьих соответствии установленных 
наказаний по шариату с Уложением о 
наказаниях, учрежденной Российской 
империей и современными правовыми 
принципами.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ                               В  1867   году  из  территорий,  завоеванных  в 
Средней  Азии,  создается  Туркестанское  генерал-
губернаторство с центром в Ташкенте. 
Согласно  указу  императора  России,  в  1867  году 
генерал-губернатором  Туркестана  назначается 
генерал-адъютант  Константин  Петрович  фон 
Кауфман.    Генерал-губернатор  Туркестанского  края 
сосредоточил    в  своих  руках  военную  и 
гражданскую  власть.  Он  одновременно  занимал 
должности  наместника  царя,  командующего 
военным  округом,  командующего  казачьими 
войсками,  главного  полицейского  и  главного 
прокурора.  Образование Туркестанского генерал-губернаторства АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ В 
КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВЕКА   Правовой основой упорядочения отношений при 
осуществлении колониальной политики царского 
правительства в Туркестане являлись:
« Временное  положение  об  управлении  Туркестанской  областью», 
утвержденное российским императором 6 августа 1865 года.
Проект  «Положения  об  управлении  Туркестанского  края»,  разработанный  в 
1867  году,  на  основе  которого,  Туркестан  управлялся  до  1886  года.    Именно 
по проекту данного Положения Туркестанская область была преобразована в 
Туркестанское генерал-губернаторство. 
«Положение  об  управлении  Туркестанского  края»,  официально  утвержденное 
императором  России  12  июня  1886 года, ставшее  основным юридическим документом, 
на  котором  основывалась  управление  краем  вплоть  до  1917  года  (правда  впоследствии 
были внесены  небольшие дополнения в данное Положение).    С  завоеванием  царской  Россией  в  Туркестане  был  создан  аппарат  колониального  управления,  в 
соответствии с которой высшая «туземная» власть в крае была упразднена и заменена властью царского 
генерал-губернатора,  назначаемого  и  смещаемого  непосредственно  российским  императором.    Военное 
и  гражданское  управление  в  Туркестанском  крае  с  самого  начала  было    слито  и  находилось  в  руках 
одного лица, а именно военного. 
Вся  полнота  власти  в  ней  была  сосредоточена  в 
руках  военных,  а  не  Министерства  внутренних 
дел,  как  подавляющее  большинство  губерний 
России.  При  этом  русская  администрация 
обещала  не  вмешиваться  во  внутренние, 
бытовые,  земельные  и  правовые  отношения 
коренного  населения.  Кроме  того,  местное 
население  освобождалось  от  несения  воинской 
повинности. КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:      АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ  
ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ:
ТГГ (генерал-губернатор)
Области (военный губернатор)
Уезды (уездные начальники)
Волости (начальник волости)
Села (аксакалы) Аулы (руководители 
аулов)       Центральное управление генерал-губернаторством 
осуществлял генерал-губернатор. Генерал-губернатор 
Туркестанского края был наделен весьма обширной властью. 
Особенно выделялся широтой  полномочий первый 
Туркестанский генерал-губернатор Кауфман. 
       Военные губернаторы области  также держали в своих руках 
военную и гражданскую власть. В военной сфере  они обладали 
правами командующего войсками (дивизией или корпусом), а  в 
гражданских делах правами губернатора. Вся административная, 
полицейская и судебная власти были в их распоряжении и под их  
руководством. При военных губернаторах были областные 
правления, они обладали правами губернских правлений в 
России. Все вопросы, касающиеся области, рассматривались в 
этих правлениях. Члены областного правления назначались и 
смещались генерал-губернатором.  СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО 
УПРАВЛЕНИЯ В БУХАРСКОМ 
ЭМИРАТЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ 
XX ВЕКА
административног
о органа.
  Во главе административного 
органа стоял первый визирь 
эмира - Кушбеги. Ему 
принадлежала высшая 
исполнительная и 
распорядительная власть в 
ханстве.Его также называли 
Кушбеги-боло, Кулли-
Кушбеги, Кушбеги-калон. финансово-
податной части; 
Во главе финансового 
ведомства стоял Диванбеги 
(имеющий иногда также чин 
Кушбеги), являющийся 
вторым помощником эмира. 
Он управлял 
налогообложением, казною и 
сбором заката .  духовно-судебной и 
наблюдательно-
сыскной 
Духовно-судебной частью власти 
управлял главное духовное лицо 
эмирата Кази-калян.
Ответственным за исполнением 
законов, чистоту нравов и веры, 
контролированием за весами и 
мерами на базарах (рынках) 
являлся главный раис, 
возглавлявший наблюдательно-
сыскную часть.В административном отношении во второй половине XIX - начале XX вв. Бухарский эмират представлял 
собой монархическое управление. Несмотря на установление в 1868 г. Протектората россии над бухарой в 
государстве была сохранена эмирская власть, впавшая в вассальную зависимость. Тем не менее, внутри 
государства власть эмира была неограниченной. Все государственные дела были сосредоточены в руках 
эмира, и без его санкции ничего не делалось. Государственное управление основывалось на правовой основе 
мусульманской религии - шариате. В отношении административного устройства власть в бухаре, в 
современном понятии, не была разделена на законодательную, исполнительную и судебную, аппарат 
государственного управления состоял из
Эмир Музаффар     СИСТЕМА 
ГОСУДАРСТВЕННОГО 
УПРАВЛЕНИЯ ХИВИНСКОМ 
ХАНСТВЕ В КОНЦЕ XIX - 
НАЧАЛЕ XX ВЕКА
мехтарпредставитель 
царской власти
представитель 
царской власти
Диванбеги
представитель 
царской властипредставитель 
царской власти ХанТуркестанский 
генерал-
губернатор
Начавшаяся в декабре 1872 г. Военная экспансия во 
главе с фон кауфманом 12 августа 1873 г. Была окончена 
победой в пользу российских властей. С подписанием 
договора о мире хивинский хан сейид Мухаммед 
Рахимхан признал свое подданство и протекторат 
россии над ханством. После установления протектората 
для сношений с ханством и контролированием за 
деятельностью хана русской администрацией был 
учрежден совет (диван), состоявший из семи человек. 
Четверо из них были представителями царской власти, 
трое - хан, диванбеги, мехтер-хивинцами. 
Председателем дивана считался хан. Членов совета 
назначал туркестанский генерал-губернатор. 
Мухаммад Рахимхан  II  Совет (диван), состоявший из семи человек  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ 
ВЛАСТИ В ТУРКЕСТАНСКОМ ГЕНЕРАЛ-
ГУБЕРНАТОРСТВЕ
С принятием 11 июля 1867 г. Положения 
об  управлении  туркестанским  краем,  по 
приказу  первого  генерал-губернатора  К. 
П.  Кауфмана  было  пересмотрено 
судопроизводство  края.  Согласно 
положению  судебная  власть  состояла  из 
народных  (местных)  судов  и  судебных 
органов,  действующих  на  основании 
русских законов. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В ПЕРИОД ЦАРСКОГО 
КОЛОНИАЛИЗМА: ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ
Судопроизводство края
Народные суды  Общеимперские суды
суды казиев суды биев 
для “туземцев” 
Закаспийской области  ИНСТАНЦИЯ НАРОДНЫХ СУДОВ
В  соответствии  с  положением  об  управлении 
туркестанским  краем  (1867  г.)  И  степными 
областями  суд  казиев  и  биев  считался  первой 
инстанцией.  Судьям  разрешалось 
рассматривание  дел  размер  иска,  по  которым 
не превышал 100 рублей иск на более крупные 
суммы  рассматривали  съезда  казиев  или  биев. 
Являясь  судами  второй  инстанции,  они 
решали  гражданские  дела,  размер  иска  по 
которым  не  превышал  1000  рублей.  Спорные 
дела,  возникшие  между  жителями  различных 
волостей  и  уездов,  рассматривались  на 
чрезвычайном  съезде  народных  судов, 
выполнявший роль третьей инстанции.  суд казиев и биев
съезда казиев или биев
Чрезвычайном съезде 
народных судов  ИНСТАНЦИЯ ОБЩЕИМПЕРСКИИХ 
СУДОВ  (1867-г)
Согласно  новому  положению(1867-г), 
параллельно  народным  судам  в  крае 
функционировали  и  общеимперские  суды, 
действующие  по  русским  законам. 
Независимо  от  волостных  судов  русских 
переселенцев  таковыми  представлялись:  1) 
уездные  судьи,  учрежденные  по  одному  на 
каждый  уезд;  2)  военно-судные  комиссии; 
3)  областные  правления;  4) 
правительствующий сенат. военно-судные 
комиссии
областные  
правления ;
правительствующий 
сенат.уездные 
судьи   ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ 
ТУРКЕСТАНСКИМ КРАЕМ  1886  Г.
13  июля  1881  г.  Был  издан  царский  указ  о  представлении  в  петербург 
окончательного варианта “положения”, в котором особо учитывалось бы возможное 
уменьшение  расходов  казны  по  управлению  краем.  Обсуждение  проекта  было 
поручено  комиссии  под  предводительством  М.  Д.  Скобелева.  Однако,  назначенный 
вместо  К.  П.  Кауфмана  непримиримый  с  ним  оппонент  М.  Г.  Черняев  распустил 
комиссию,  потребовав  проведения  в  крае  тщательной  ревизии,  чтобы  лучше 
выяснить  необходимые  изменения  в  устройстве  управления  туркестанским  краем . 
Для  рассмотрения  собранных  ревизией  данных  и  составления  окончательного 
проекта  положения  об  управлении  туркестанским  краем  21  января  1884  г.  Была 
организована  особая  комиссия,  под  председательством  члена  государственного 
совета,  генерал-адъютанта  графа  Н.  Н.  Игнатьева.  Пятый  по  счету  проект 
“положений”,  состоявший  из  четырех  главных  разделов:  административное 
устройство  края,  устройство  суда,  поземельное  устройство,  подати  и  сборы, 
официально был утвержден русским царем 12 июня 1886 г.  Изменения в 
судопроизводтсве 
после «положения» 
1886 года Существовавший институт уездных судов с 1 января 1887 г. был заменен 
институтом мировых судей как в уездах, так и в городах. Однако власть 
мировых судей по составлению окончательных решений по гражданским 
делом была ограничена ценностью иска до 50 рублей, тогда как прежние 
уездные судьи решали окончательно дело стоимостью до 100 рублей
В то же время уголовные и гражданские дела, превышающие подсудность 
мировых судей, были изъяты из введения областных правлений и 
подчинены вновь учрежденным областным судам, на которые были 
возложены и функции мировых съездов.
Во всех областях для осуществления надзора за деятельностью судов 
были учреждены должности областных прокуроров и их товарищей, а 
следственные работы по наиболее важным делам было поручено в 
некоторых областях особым судебным следователям
Должностные лица нового судебного ведомства не избирались, а назначались 
или же увольнялись вышестоящей властью. Существовавший  институт  уездных  судов  с  1 
января  1887  г.  Был  заменен  институтом 
мировых  судей  как  в  уездах,  так  и  в  городах. 
Однако  власть  мировых  судей  по  составлению 
окончательных решений по гражданским делом 
была  ограничена  ценностью  иска  до  50  рублей, 
тогда  как  прежние  уездные  судьи  решали 
окончательно дело стоимостью до 100 рублей  Изменения в 
судопроизводтсве 
после «положения» 
1886 года
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, В ОБЩИХ ЧЕРТАХ В УСТРОЙСТВО НАРОДНЫХ 
СУДОВ БЫЛИ ВВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ КОРРЕКТИРОВКИ: 1) ИЗ 
ЗАКОНА ИСЧЕЗЛО ПРЕЖНЕЕ НАЗВАНИЕ СУДЕЙ - КАЗИЕВ, В НЕМ 
ГОВОРИТСЯ ПРОСТО О НАРОДНЫХ СУДАХ ИЛИ ИХ СЪЕЗДАХ; 2) 
ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИЕЙ ДЛЯ ВСЕХ УГОЛОВНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ 
ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНОЛИЧНЫЙ НАРОДНЫЙ СУДЬЯ, ИЗБИРАЕМЫЙ НА ТРИ 
ГОДА ИЗ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ. В НАРОДНЫЕ СУДЬИ МОГ БЫТЬ- 
ИЗБРАН ЛЮБОЙ ИЗ СИЛА ЖИТЕЛЕЙ ВОЛОСТИ, ДОСТИГШИЙ 25 ЛЕТ, 
ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ УВАЖЕНИЕМ И ДОВЕРИЕМ НАРОДА, НЕ 
ПОДВЕРГАВШИЙСЯ, ПО ПРИГОВОРУ СУДА, НАКАЗАНИЯМ, 
ПРЕВЫШАЮЩИМ СЕМИДНЕВНЫЙ АРЕСТ ИЛИ ДЕНЕЖНОЕ ВЗЫСКАНИЕ В 
РАЗМЕРЕ ТРИДЦАТИ РУБЛЕЙ, НЕ СОСТОЯВШИЙ ПОД СЛЕДСТВИЕМ 
ИЛИ СУДОМ. ПОЛНОМОЧИЯ НАРОДНЫХ СУДОВ, СОГЛАСНО НОВОМУ 
“ПОЛОЖЕНИЮ”, БЫЛИ СУЩЕСТВЕННО РАСШИРЕНЫ. Участковые 
мировые 
суды денежные взыскания в размере не 
выше 300 рублей
тюремное заключение 
осужденных сроком до 
1 года и 6 месяцев ходатайствовать  через  областное 
правление  высылку  подсудимых  с 
места  жительства,  после  отбытия 
наказания
Областные 
суды
Чрезвычайные 
съезды 
народных судей Ташкентский казий 
Мухитдин Ходжа Ишан  НЕНДОСТАТКЕ 
СУДОПРОИЗВОДСТВО В 
«ПОЛОЖЕНИЕ» Согласно статье 242 на сельские власти 
возлагалась задача доставления на съезды 
народных судов ответчиков и свидетелей, а об 
обвиняемых истцов вообще ничего не 
упоминалось
По статье 252 рассмотрение дел, связанных с 
опекунством оседлых туземцев было 
возложено на участкового судью, от которого 
зависело назначение опекунов к малолетним 
и их имуществу.
Об опеке по другим поводам, например, 
вследствие сумасшествия, и у кочевого 
населения в Положении умалчивалосьНаряду с эти данное “положение” не было лишено 
смысловых  недостатков,  которые  затрудняли  его 
практическое  применение.  Так,  к  примеру,  в  своем 
отчете  по  ревизии  народных  судов  туркестанского 
края,  произведенного  по  высочайшему  повелению 
сенатор,  гофмейстер,  граф  К.  К.  Пален 
перечисляет  некоторые  смысловые  и 
терминологические  противоречия,  встречающиеся 
в статьях этого законодательного акта.     РЕФОРМЫ 1898 ГОДА
В  последующие  годы  для  восполнения  существовавших  недостатков  и  упорядочения 
судебной  части  русской  администрацией  было  предусмотрено  проведение  реформ  в 
туркестанском  крае.  Статс-секретарем  министерства  юстиции  Муравьевым  были 
разработаны  проекты  узаконения  об  устройстве  судебной  части  края  и  степных  областей. 
Предложенные  реформы  министерства  юстиции  получили  одобрение  на  заседаниях 
соединенных  департаментов  законов,  государственной  экономики,  гражданских  и 
уголовных  дел,  а  также  государственного  совета.  Проект  реформ  был  утвержден 
императором 2 июня 1898 г. Согласно правилам и применения судебных уставов к областям 
Туркестанского  края  было  введено  в  действие  окружные  суды,  вместо  ликвидированных 
областных  судов.  Окружные  суды  были  созданы  в  городах  Ташкент,  Самарканд,  Маргелан 
(Скобелев),  Олма-Ота  (Верный),  Ашхабад.  Оши,  рассматривая  заявления  над  решениями 
мировых  судей,  в  то  же  время  исследовали  некоторые  уголовные  дела  в  качестве  первой 
инстанции.  Приговоры,  принятые  окружными  судами  подлежали  обжалованию 
Ташкентской  судебной  палате,  наделенной  правами  главной  судебной  инстанции  для  всего 
Туркестанского  края.  В  своей  деятельности  судебная  палата  подчинялась  верховной 
судебной инстанции империи - правительствующему Сенату Петербурга.Участковые мировые суды 
Окружные суды
Ташкентская судебная 
палата Военные суды
Сенат  СУДЕБНЫЕ ИНСТИТУТЫ В 
БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ
Эмир •
глава высшей 
судебной власти 
Кази-калян •
рассматривал с иском на сумму свыше двух 
тысяч рублей. При Кази-каляне был 
утвержден диван муфтиев, состоящий из 
аълама и двенадцати муфтиев
Кази •
судебная власть осуществлялась 
особо  назначенными  на каждое 
бекство казнями
Участковый 
кази  •
помощники во всех 
главных населенных 
пунктах бекства.В  бухарском  эмирате,  где  мусульманское  духовенство 
было  всесильно,  как  ни  в  одном  другом  регионе 
средней  азии,  главой  высшей  судебной  власти  являлся 
сам  эмир,  бухарские  эмиры  олицетворяли  не  столько 
светскую,  гражданскую  власть,  сколько  власть  главы 
мусульманского  духовенства.  Эмир  не  мог  лично 
производить  разбор  всех  дел,  по  его  повелению  были 
переданы кази-каляну. 
Сеид Алим-хан СУДЕБНАЯ ИНСТАНЦИЯ В БУХАРСКОМ 
ЭМИРАТЕ  СУДЕБНЫЕ ИНСТИТУТЫ В 
ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ
Судебное  устройство  хивинского  ханства  после 
завоевания  и  установления  царской  россией 
протектората  не  перетерпело  существенных  изменений. 
Здесь  так  же  как  и  в  бухарском  эмирате  вся 
законодательная  исполнительная,  судебная  власть  была 
сосредоточена  в  руках  хивинского  хана.  Судебные  дела 
на  местах  рассматривались  казием,  влияние  которого  на 
городскую  и  сельскую  жизнь  была  очень  значительной. 
Как  и  бухарские  казии  они  по  своему  происхождению 
принадлежали  к  духовенству.  Решали  спорные  дела  по 
шариату  и  выбирались  из  особых  знатоков 
мусульманского  права.  Должность  казия  получали  лица, 
выдерживали  экзамен,  который  проходил  каждый  год,  и 
получившие  социальный  фарман  (указ)  от  хана  звание 
казия  лица  заказывали  себе  должностную  печать  и 
приступали к исполнению своих обязанностей ХАН
Кази-урда  Кази-калян 
Кази города или 
провинции Казиявляясь военным 
судьей, осуществлял 
контроль за 
деятельностью 
военноначальников и 
войск хана.
В  отличие  от 
бухарского  кази-каляна, 
старшие  казии  Хивинского 
ханства  получали 
следующие  жалования: 
кази-калян  -  40  тилля  (700 
рублей), кази-урда- 30 тилля 
(560 рублей). СУДЕБНАЯ ИНСТАНЦИЯ В  ХИВИНСКОМ 
ХАНСТВЕ  СУЩНΟСТЬ КАРАТЕЛЬНΟЙ ПΟЛИТИКИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И МЕРЫ НАКАЗАНИЯ
•
располагал  широкими  полномочиями 
“принимать все меры, какие он признавал 
полезными  и  неотложно  необходимыми 
по местным условиям
•
имел  право  высылать  из  края  в  Сибирь 
“вредных  по  политической 
принадлежности”  лиц  на  срок  до  пяти 
лет  и  передавать  их  в  случае 
сопротивления военному судуГенерал-
губернатор      
          
•
представлялась  власть  исправника 
метрополии,  включая  и  функции 
полицеймейстера.  За  малейшие  проступки  и 
ослушание виновник подвергался  штрафу  или 
месячному арестуУездной 
начальник 
•
назначались лица “выборные от 
общественного самоуправления”, которые 
должны были выполнять как требования 
полиции, так и самостоятельно принимать 
первичные меры по охране порядкауездной  
полиция  В туркестане пοлицейскими 
пοлнοмοчиями были наделены все 
чины местнοй администрации οт 
генерал-губернатοра дο вοлοстнοгο 
управления. КАРАТЕЛЬНЫЕ ΟРГАНЫ ЦАРСКΟЙ 
ВЛАСТИ В ТУРКЕСТАНЕ В КΟНЦЕ XIX - 
НАЧАЛЕ XX ВВ.        СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛАХ Г. ТАШКЕНТА ЗА 1884 Г.В течении 
1884 г Оставалось 
от 1883 г по кражам, 
мошенничеству и 
растратам  по саморасправу, 
оскорблениям и 
угрозам  по нарушениям уставов 
питейного, 
строительного, о 
паспортах, благочиния, 
благоустройство  по проступкам 
против 
семейных прав  по отказам от 
присяги 
туземцев 
714 дела 3 дела. 221 дела 296 дела 175 дела 19 дела 1 делоСТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УГОЛОВНЫХ ДЕЛАХ Г. ТАШКЕНТА ЗА 1884 Г.
В течении 
1884 г Оставалос
ь от 1883 г по личным 
обязательствам  по договорам 
об имуществе  по 
взысканиям 
убытков по нарушениям 
прав владельца  по нарушениям прав 
собственников  по охранительному 
судопроизводству 
1492 дела 4 дела 1253 дела 67 дела 28 дела 104 дела 7 дела 32 дела  Казийские суды бухарского, 
хивинского ханств и туркестанского 
края свои решения принимали на 
основе следующих шариатских 
сочинений: Адаб-ул-
Казы
Адаб-ул 
Муфтии 
Амлямгири 
или Фатаха 
алямгири
Аль - 
Хидоя Бахр-уль 
Манафи 
Аль-Бурджани-
Мухтасори викоя  содержится трактат об обязанностях казия, составленный 
учеником Абу Ханифа Абу-Юнусом, багдадским казием
трактат об обязанностях муфтия
Это сочинение предсталяет собой сборник 
решений, состоит из шести томов
содержит многочисленные религиозно-эстетические советы. 
Автором этого сочинения является бухарский муфтий Нияз 
Мухаммед (1800 г.)
составляет краткое толкование норм шариата. Этот сборник весьма 
рсапрастранен среди казиев Средней Азии и является почти основным 
источником
самый распрастраненный источник среди казиев Туркестана, Бухары и 
Хивы Оно было написано шейхом Бурханиддин аль Маргилони, 
родившимся в Маргелане в 530 г. хижры (1152 г)  НАКАЗАНИЙ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПРОСТУПКИ ПО ШАРИАТУ (ГУНОХИ - КАЛЯМ И ГУНОХИ - 
ХУРД), С ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОГО УЛОЖЕНИЯ О НАКАЗАНИЯХ.
Касоси - маду - минафса  - лишение какого-нибудь части тела
Ход  - телесное наказание в 100 ударов плетей
Тахзира  - акоами - наказание телесное от 3 до 39 и до 75 ударов
Хибс  - арест до 6 месяцев или на срок по усмотрению властей
Кшонд  - арест с наложением кандалов
Тахзири  - ашрафул - ашраф - привод в камеру суда
Раджиси дахти  - арест на срок до полного раскаяния преступника и пожизненный 
арест          НАКАЗАНИЙ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПРОСТУПКИ ПО ШАРИАТУ
шариат не различает главных виновных 
(зачинщиков), сообщников, пособников, 
укрывателей, попустителей (ст. 13 - 15 
Уложения), назначая им наказание не по мере 
участия, а по мере содеянного всеми в 
совокупности.
За умышленное убийство во всех остальных случаях, 
кроме  случая  необходимой  обороны,  виновный  наказывается 
смертной  казнью.  Книга:  Джамуль-Рамуль.  (Ст.  1452-1459 
Уложения  разграничивают  наказание  от  двадцатилетних 
каторжных работ до ссылки в Сибирь). За умышленное убийство (кушт) родного отца 
или деда, матери или бабушки, виновный 
приговаривается к смертной казни (кетл) и 
лишается наследства отца (ст. 1449 Уложения 
определяет каторжные работы без срока).
За убийство неумышленное, нечаянное, виновный отвечает только уплатою диата - 
вознаграждение за кровь. За мужчину диат назначается шариатом в 2000 р. или во 100 
верблюдов; за женщину платят половину. Определение размера диата зависело от казия, а 
срок платежа назначается 3 года. Книги: Бахруль-Мунафиг, Алям-Гири, Казы-хан. (По ст. 
1476 Уложения, убийство случайное ненаказуемо). За умышленное убийство своего сына или внука, дочери или внучки, виновные 
отец или мать, дед или бабушка, не подвергаются наказанию, а только платят 
2000 руб. в “диат” (цена крови, уплачиваемая родственникам или близким 
людям убитого) и лишаются наследства, оставленного пострадавшим. Книги: 
Кази-хан, Алям-Гири, Мухтасар-Викоя. (по ст. 1451 Уложения о наказаниях 
соответствующее наказание - каторжные работы без срока).
Если кто-нибудь в драке изувечит своего противника, и потерпевший лишится возможности 
работать, то обвиняемый должен впредь до выздоровления, кормить его и платить диат сообразно 
изувеченной части тела, и во всяком случае, кроме платежа вознаграждении, виновный 
подвергается наказанию - уничтожению соответствующей части тела (кисоси-мудони-нафс). 
Книги: Джавагируль-фотво, Бахруль-Монафиг, Мухтаруль-фотво. (Ст. 1477-1496 Уложения 
определяют наказание от шестилетних каторжных работ до тюремного заключения, смотря по 
свойству увечья и обстоятельствам дела, при чем изувеченный получает вознаграждение и 
расходы лечения).  МЕРЫ НАКАЗАНИЯ, 
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БУХАРСКОМ 
И ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ В 
КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Власть в ханствах основывалось 
основывалось на силе. Определить и дать 
распоряжение к исполнению того или иного 
вида наказания могли представители власти 
всех уровней, начиная с главы института 
управления эмира (хана), бека, амлякдара, 
казия, раиса, до аксакала, в соответствии с их 
полномочиями, в сферу деятельности которых 
входило и наказание людей. Существовали различные виды наказаний, из которых 
являлись ведущими: 
1
•
наказание 
плетью или 
палками 2
•
заключение 
в зиндоне 
или в яме 3
•
казнь        Отдаче на пожизненную военную службу 
подвергались лица, не изучившие молитвы, даже 
после наказаний раиса. Характер, размер и условия 
наказания отдельно для мужчин и для женщин 
отличалось друг от друга. В частности, мужчина 
подвергался наказанию стоя, что придавало 
наказанию публичный характер. Женщина в 
сидячем положении, так как при публике ее 
положение стоя считалось не приличным МЕРЫ НАКАЗАНИЯ, 
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БУХАРСКОМ 
И ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ В 
КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.  Тюрьмы или ямы находились во дворах 
жилищ правителей всех рангов. В 
какую тюрьму попадал человек, 
зависело от содержания сигнала к 
наказанию и общественной значимости 
фигуры самого наказуемого. Самая 
известная и наводящая страх тюрьма 
располагалась в арке эмира в бухаре. МЕРЫ НАКАЗАНИЯ, 
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БУХАРСКОМ 
И ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ В 
КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.    демонстрировались результаты 
наказания. непосредственно производился 
приговорВ ханствах весьма распространенна была 
смертная  казнь  путем  отсечения  головы. 
В  бухарском  эмирате  когда  осужденного 
выводили  из  зиндона  на  казнь,  то  у  него 
связывали  обе  руки  так,  что  они 
находились  в  связанном  виде  у  него  на 
животе.  Уже  из  этого  осужденный  и 
другие  могли  понять,  что  его  ведут  на 
казнь, так как если бы он был осужден на 
избиение  палками,  то  руки  были  бы 
связаны за спиной. МЕРЫ НАКАЗАНИЯ, 
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БУХАРСКОМ И 
ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ В КОНЦЕ 
XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. Сам процесс казни условно можно разделить.на три части:
эпилогкульминационная зачитывался письменный приказ хана в 
присутствии главного везиря - кушбегиофициальная  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из результатов, проведенного исследования и учитывая неразрывную связь проблемы 
судебной системы с духовной жизнью, мы считаем целесообразным предложить следующие 
рекомендации:
- На основе изучения делопроизводственных материалов архива бухарского кушбеги и казийских 
документов архива хивинского хана, осветить деятельность казийских судов в более ранние 
периоды;
- При чтении учебных дисциплин “история узбекистана”, “история государственных учреждений в 
узбекистане”, “основы государства и права” уделять внимание вопросам развития судебной 
системы в республике в аспекте воспитания светской и религиозной толерантности.

С У Д Е Б Н А Я С И С Т Е М А С Р Е Д Н Е Й А З И И В К О Н Ц Е X I X – Н А Ч А Л Е X X В В ( С Р А В Н И Т Е Л Н Ы Й А Н А Л И З )

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ: • ВВЕДЕНИЕ • АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВЕКА • СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В ПЕРИОД ЦАРСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА: ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ • СУЩНΟСТЬ КАРАТЕЛЬНΟЙ ПΟЛИТИКИ ЦАРСКΟЙ РΟССИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И МЕРЫ НАКАЗАНИЯ • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ • Встав на путь коренных преобразований, суверенный узбекистан в основе стратегии самобытного национального развития выдвинул задачу достижения высокой духовности, формирования духовно здорового общества. Независимость дала мощный импульс развитию и преобразованию экономики, социальной сферы всех сторон жизни нашего общества. Сегодня общественные науки Узбекистана во многом избавились от идеологических наслоений тоталитарного прошлого. В области исторической пауки идет активный процесс возрождения объективной правды. В широком спектре обществоведческих проблем, актуализированных потребностями современного исторического развития, принципиальное значение имеет судебная система Средней Азии в конце XIX - начале XX вв.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ • Комплексного изучения социально правовых, духовных условий жизни нашего народа, отношения общеимперской колониальной власти к административному устройству и судебной системе среднеазиатских государств обуславливается следующими факторами: • Во-первых, успешная теоретическая разработка современных законодательно-правовых положений немыслима без знания, исследования, анализа и обобщения исторического опыта. Изучение истории судопроизводства не только способствует более глубокому и правильному пониманию сложного процесса становления и развития законодательства в нашей республике, но и позволит выявить те особенности, которые связаны с отечественной социально-экономической, культурной и национальной спецификой. • Во-вторых, критическое переосмысление опыта деятельности царской россии по решению проблем реформирования судебной системы способствует углублению научных знаний о характере истории развития государственности узбекистана. • В-третьих исследование практики применения мусульманского права казийскими и бийскими судами, и их соотношение с учрежденными в крае общеимперскими судами, позволяет раскрыть сущность нововведений в судоустройство края и всей палитры репрессивных средств, примененных колониальной властью по установлению протектората, и насильственному принуждению к модернизации туркестанского общества на западный лад.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ • К настоящему времени имеется достаточно обширная по характеру подходов и содержанию литература, включающая монографии, обобщающие труды, брошюры и статьи. • Опираясь на новые концептуально- методологические подходы и проанализировав работы, освещающие изучаемую тему, мы считаем, целесообразным условно разделить их на три группы: первая • включает в себя публикации, созданные на этапе царского колониализма вторая • объединяет издания, написанные в советский период третья • формирующаяся сегодня, содержит исследования эпохи независимости Узбекистана